"Вологодские епархиальные ведомости" – пример официальной русской периодики источник по истории Русской Православной Церкви

курсовая работа

2.1 История ВЕВ, редакторы, общее содержание

История. Первый выпуск ВЕВ увидел свет 1 октября 1864 г. Вестник начал издаваться по инициативе Вологодского епископа Христофора (Эмаусского). До декабря 1917 года ВЕВ выходили 2 раза в месяц. № 9-24 за 1917 г. назывались «Православный церковно-общественный вестник». Журнал неизменно включал официальную и неофициальную части, которая называлась «Прибавление к “Вологодским епархиальным ведомостям”». C 1864 по 1902 гг. обе части вестника издавала Вологодская Духовная Семинария (ВДС), с 1902 г. официальную часть издавала Духовная консистория.

Редакторы. Обе части периодически редактировали церковные и светские деятели. Среди духовных лиц - ректор Духовной Семинарии архимандрит Полиевкт (Пясковский) (редактировал неофиц. часть с 1864 до сер. 1865 г); ректор семинарии архимандрит Павел (Попов) (обе части с 1867 (№ 8) по 1868 г. № 19); преемник архим. Павла на посту ректора архим. Авраамий (Летницкий) (с № 24 за 1868 г. по № 3 за 1874 г.). Архим. Авраамий, впоследствии епископ Саратовский, известен как активный церковно-общественный деятель.

Среди мирских лиц - редакторов ВЕВ, наиболее известен преподаватель ВДС Н. И. Суворов (неофиц. часть с середины 1865 по 1867 гг.; затем с № 4 за 1874; с 1882 и офиц. часть - вплоть до кончины в 1896 г.). Любознательный и активный, краевед и исследователь памятников церковной старины и письменности Н. И. Суворов был самым деятельным редактором, занимал эту должность дольше других, определяя лицо издания. После его смерти редактором стал его сын - И. Н. Суворов. Он подписывал неофиц. часть до самого конца издания, а офиц. часть до конца 1901 г., после чего она была передана в духовную консисторию Указ Святейшего Синода от 10 декабря 1901 г. за № 8722 о назначении секретаря Консистории П. Лебедева редактором оффиц. части Епархиальных ведомостей с об оставлении редактирования неоффиц. части оных на обязанности преподавателя семинарии Ив. Суворова.//ВЕВ. 1902. №1. , где ее редактировали секретари консистории: П. В. Лебедев (с 1902 по1915 гг.); Н. П. Сигорский (с. 1915 по 1917 гг.)

Из светских редакторов ВЕВ также известен И. Г. Кузнецов (офиц. часть в 1864-1867 гг. (до № 7); а также с 1874 (с № 5) до конца 1881 г.).

Содержание ВЕВ. Что касается содержания ВЕВ, то естественно, что официальная часть по содержанию не отличалась от остальных «Епархиальных ведомостей» - о ней мы говорил в разделе 1.2 первой главы. Контент же неофициальной части представлял больший интерес для читателя. В первые годы в ВЕВ нередко печатались переводы творений блж. Августина, святителей Амвросий, еп. Медиоланского, Андрея Критского, Иоанна Златоуста, исследования по патрологии: об апологетах II-III вв. (1901) См.: К вопросу о значимости апологетической литературы II и III веков в истории борьбы христианства с язычеством.// ВЕВ. 1901.№15. С.396-400; №16 С. 445-450., о психологическом элементе в аскетических творениях (1898). Был напечатан ряд церковно-практических материалов, не утративших своего значения до наст. времени: о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871, 1890) См.: К вопросу о священнических скуфьях в старые годы.//ВЕВ. 1890. №24. , «Заметки о музыкальных сочинениях» (1906), «О колокольном звоне в России» С. В. Смоленского (1907. № 7), и др. В нач. ХХ в. одним из самых печатаемых авторов журнала был преподаватель ДС А. П. Полиевктов, писавший на церковно-общественные Полиевктов А.П. Устои жизни.//ВЕВ. 1907.№ 3,8. и педагогические темы Полиевктов А.П. Очерк истории педагогики.//ВЕВ. 1906-1907; Полиевктов А.П. Значение математики, как учебного предмета, для духовных школ.//ВЕВ. 1907. № 21. Интерес для исследований по местной церковной истории представляет собой «История Тотемского духовного училища», в частности, жизнеописания ее ректоров, представителей администрации История Тотемского духовного училища.//ВЕВ. 1890 №18 272 -280 ректоры №19 293-300 администрация №20. С.314-322. - биографии, которые вряд ли встретишь в иных источниках.

Благодаря личным интересам Н. И. и И. Н. Суворовых, большое внимание издание уделяло местной церковной истории, что также объяснялось обилием в епархии старинных памятников и наличием уже в середине XIX в. посвященной им литературы, в т. ч. не изданных прежде сочинений митрополита Евгения (Болховитинова) Митрополит Евгений (Болховитинов) (1767- 1837 гг.); митрополит Киевский и Галицкий, известный историк, археограф, библиограф. и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех монастырей епархии и многих древних приходских церквей. Внимания церковных историков заслуживает статья. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» Савваитов П. И. Об учреждении Вологодской епархии.// ВЕВ. 1865. № 5, 6..

В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей. Кроме того ВЕВ представляет собой замечательный источник по агиографии - в разные годы здесь печатались жизнеописания таких святых как: свт. Стефан Пермский (1871, 1896), блаж. Прокопий (1865) и Иоанна Устюжские (1894); преп. Сильвестр Обнорский (1864, 1866); Дмитрий Прилуцкий (1865, 1901); Стефан Махрищский (1906) и многие другие.

Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники См., например: Заплатин А.свящ. Записки епархиального миссионера //ВЕВ. 1914. № 7-9, 11, 12, 20., другие материалы местных корреспондентов См., например: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде.//ВЕВ. 1907. № 11, 12, 22.. Кроме того, публиковались материалы, которые представляют интерес для современных краеведов: например, историческая справка о железной дороге «Санкт-Петербург - Вятка» См.: Петербургско-Вятская железная дорога.// ВЕВ. 1906. № 1. С.17. .

Также были напечатаны сотни проповедей и речей местных авторов, изъяснения псалмов и библейских чтений, пастырские дневники См., например: Иларионов В., свящ. Дневник священника Туркестанской епархии.//ВЕВ. №. 1905 № 1-24; ВЕВ. 1906. № 1. С.14-17; № 2. С.35-39; № 9. С. 242-248; № 13.С.373-379; №23. С.843-847; ВЕВ.1907 №2. С.32-36; № 6. С. 102-108; №9-10 С.197-202; №13. С.291-294; № 19. С.444-449; №22 С.542-548., некрологи деятелям Вологодской епархии и уроженцам Вологодской земли, духовные стихотворения, множество др. календарных, нравоучительных См., например: О клятве именем Божиим.//ВЕВ. 1890.№ 23.С. 367-377. и библиографических заметок, как оригинальных, так и перепечатанных из др. журналов.

В качестве приложения к ВЕВ с окт. 1906 по дек. 1909 г. под ред. И. Н. Суворова (в 1906) и преподавателя ДС свящ. Н. А. Коноплева (в 1907-1909) выходил журнал «Церковное слово: Еженедельное издание Вологодского братства Всемилостивого Спаса» (печатался в типографии Троице-Сергиевой лавры, всего вышло 159 номеров). Также в качестве приложений были изданы: «Катехизические поучения о седьми таинствах православной Церкви» (1873-1874), «Расписание городских и сельских приходов, церквей и причтов Вологодской епархии» (1874), «Список лиц, служащих в духовно-учебных заведениях» (1902), «Список монастырей, соборов и церквей» (1908), отчеты правосл. братств, учебных заведений, попечительств, журналы и др. офиц. документы епархиальных съездов и комитетов, списки учащихся и т. п.

Количество страниц вестника не было строго зафиксированным, оно варьировалось в зависимости от количества собранного для публикации материала. В конце каждого номера (неофиц. части) неизменно присутствовали рекламные и другие объявления, содержание номера. В начале номера (в офиц. части) публиковалась информация для подписчиков.

Делись добром ;)