Введение
Актуальность и новизна работы. В связи ведением преподавания в школах основ православной культуры важно и актуально обратиться к опыту преподавания прошлых веков, а именно - преподавания Закона Божия в училищах. Сделать это необходимо через призму изучения личностей законоучителей данных учебных заведений.
Степень изученности данной проблемы. Несмотря на многие исследования и труды, вышедшие в последние время по схожей проблематике, нам кажется, никто не обращался к главному факту, то есть к людям, которые и создают историю своей личностью. Именно законоучители, как одни из первых учителей нравственности и наставников духовной жизни, являлись сеятелями той из основ человека, которую он сохранял на всю дальнейшую жизнь.
Цель исследования: создать полный биографический справочник законоучителей средних специальных учебных заведений г. Казани.
Задачами данного исследования являются:
1. Составить полный перечень законоучителей, начиная со времени возникновения этих учебных заведений.
2. Выявить различные аспекты их биографий на основе неопубликованных источников.
3. Проследить развитие жизнедеятельности законоучителей училищ и то, какое влияние на их дальнейшую жизнь и служение оказало преподавание в светских школах.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются средние профессиональные учебные заведения города Казани, а предметом - законоучители, преподававшие в данных учебных заведениях.
Хронологические рамки работы - вторая половина XIX - начало XX вв., это тот период, когда открывались и действовали средние специальные учебные заведения в Казани и когда в них преподавался Закон Божий.
Источниковая база: основным корпусом источников в данном исследовании являются архивные документы, находящиеся в Национальном архиве Республики Татарстан.
Настоящее исследование базируется на принципах научного историзма и общенаучных методах анализа, синтеза и аналогии. Также использовались специальные исторические методы: историко-типологический, историко-сравнительный, историко-биографический, метод исторической реконструкции.
Исходя из специфики данного исследования, оно представляет собой совокупность биографических справок по конкретным персоналиям. Таким образом, диплом состоит из введения, девяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы, а также приложений.
- Введение
- Глава 1. Законоучители Казанского I реального училища
- 1.1 Николай Максимович Варушкин
- 1.2 Петр Гаврилович Леонтьев-Ястребов
- 1.3 Афанасий Семенович Воскресенский
- 1.5 Владимир Георгиевич Красноперов
- Глава 2. Законоучители Казанского II реального училища
- 2.1 Георгий Константинович Богословский
- Глава 3. Законоучители Казанского учительского института
- 3.2 Георгий Константинович Богословский
- 3.3 Александр Васильевич Смирнов