logo
"Вологодские епархиальные ведомости" – пример официальной русской периодики источник по истории Русской Православной Церкви

2.2 Вологодские Епархиальные ведомости за 1914 год как церковно-исторический источник

Стоит отметить, что ВЕВ как в целом, так и в частности за 1914 год, представляют собой интереснейший и полезный источник по церковной истории, в первую очередь для местной истории. Рассмотрим по отдельности официальную и неофициальную часть с точки зрения их ценности как исторических источников.

В официальной части (редактор - секретарь Духовной консистории П.В. Лебедев) структура Ведомостей была довольно четкой, хотя некоторые рубрики в зависимости от наличия соответствующего актуального контента могли присутствовать или отсутствовать. Первой строчкой в официальной части шли списки награжденных священно- и церковнослужителей, работников духовного ведомства Далее все сноски по ВЕВ за 1914 г. Высочайшие награды//ВЕВ. №8-9 (офиц. часть).. Далее шла рубрика, где публиковались Указы Императора из Святейшего Синода См.: ВЕВ № 19. и др. , Рескрипты членов Императорской фамилии См.: ВЕВ № 20. И др.. В этом разделе есть немало ценной информации для исследователей, занимающихся изучением данного периода церковной истории, проблемами, актуальными для церковно-общественной реальности того времени Например: Указ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода от 4 декабря 1913 г. за №24 по вопросу о совершении треб для лиц, подозреваемых в принадлежности к нехристианским сектам.//ВЕВ.№ 1.(офиц.часть) . Здесь же содержатся интересные сведения об участии в жизни Церкви членов Августейшего семейства, например, рескрипт Великой княжны Ольги Николаевны на имя местного архиерея с указанием провести сбор пожертвований для строящегося храма в честь святой покровительницы великой княжны, равноапостольной Ольги, на ее родине в Псковской губернии См.: ВЕВ № 12. (офиц.часть).

Далее шел раздел распоряжения Епархиального начальства. Здесь имеется информация об кадровых перестановках в епархии, архипастырских благословениях и награждениях епархиальными наградными грамотами. Все подобные сведения могут пригодиться историкам-биографам, занимающимся составлением жизнеописаний конкретных священно- и церковнослужителей, о которых содержится информация в Ведомостях.

Безусловно, намного больше исторического материала опубликовано в неофициальной части (редактор - преподаватель Вологодской духовной семинарии И. Суворов). Рубрика «Епархиальная хроника», публиковавшаяся в неофициальной части, выходила, в отличие от некоторых других Епархиальных ведомостей, например Владимирских, нерегулярно, однако оттуда можно почерпнуть информацию о деятельности местных архиереев , как правящего, так и викарных. Сведения чаще всего имеют новостной, фактологический характер: службы, молебны, торжественные акты Епархиальная хроника.//ВЕВ.№16 С.408-413; №19.С.484-486..

Особую ценность ВЕВ за 1914 год представляют для специалистов по местной церковной истории и, в частности Духовного образования. В номерах за 1914 год излагается история Тотемского духовного училища История Тотемского духовного училища. ВЕВ № 2. С.27-29; № 3. С.56-59; № 4. С. 85-90; №5 С.117-122. , Вологодской духовной семинарии Крассов А. К истории Вологодской духовной семинарии.//ВЕВ. № 10.С.242-247; № 11. С.263-265; № 13 С.318-320; № 14. С.333-336. , Вологодского духовного училища Лебедев В. Краткая историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования.// ВЕВ. № 22. С.370-377; № 23. С. 606-610; № 24. С.669-681. . Также с различных сторон можно узнать о деятельности многочисленных региональных церковно-общественных организаций, например, Вологодского Комитета Православного Миссионерского общества Отчет о деятельности Вологодского Комитета Православного Миссионерского общества в 1913 году.//ВЕВ. №7. С. 165-170., фондов, братств, благотворительных организаций.

Конечно же, важнейшим историческом источником, на основании котором можно составить представления о различного толка раскольниках и способах противостояния им со стороны Церковной власти в предреволюционные годы, о характере отношений между раскольниками и православным духовенством, о различных сторонах быта крестьянских раскольничьих общин можно узнать из замечательных публикаций епархиального священника-миссионера о. Аполинария Заплатина - «Летние записки миссионера» Заплатин А., свящ. Летние записки миссионера.// ВЕВ № 6. С. 158-160; № 8-9. С.192-197; № 10. С. 247-251; № 11. С. 270-273; № 12. С.292-295. и «Миссионерская поездка в Кадниковский уезд» Заплатин А., свящ. Миссионерская поездка в Кадниковский уезд.// ВЕВ. №14. С.336-338..

Для историко-практической литургики могла бы предоставить интерес компиляционная статья И. Суворова «О православном богослужении» И. Суворов. О православном богослужении. //ВЕВ. № 5. С.126-130..

Внимание историков-краеведов может привлечь замечательный труд «Печерский край и его природные богатства» Попов А., свящ. К истории Печерского края.//ВЕВ № 2. С.29-31; № 3. С.66-69; № 4 С.91-103; № 5 С. 122-126; № 6 С.154-158; № 8-9. С. 197-203; № 10. С.251-253; № 11. С. 273-275; № 12 С. 295-297.. В неофициальной части Ведомостей содержатся обширные некрологи духовных лиц, включающие биографию, что также может пригодиться историку, например при составлении энциклопедической статьи ВЕВ №2. С.31-37. Есть в ведомостях и материал, который мог бы заинтересовать светских историков и мыслителей, например статья С. Глинки «Причины и поводы нынешней войны», посвященные причинам вступления Российской империи в Первую мировую войну Глинка С. Причины и поводы нынешней войны.//ВЕВ.№19. С.493-495..

Стоит отметить, что «Ведомости» содержат публикации, историческая ценность которых весьма сомнительна, но они могут иметь свою ценность для составления общей картины, в частности, что касается различных аспектов жизни раскольников. Например, это критическая статья С. Клочкова «По поводу статьи г. Оглоблина “Из жизни старообрядчества на севере”». Автор однозначно опровергает радужные картинки г. Оглоблина, представлявшего старообрядцев в положительном ключе и критикующего духовенство Русской Православной Церкви, приводя факты совершенно дикого фанатизма раскольников, их нелюбви к просвещению, книжной грамоте и т.д С. Клочков. По поводу статьи г. Оглоблина «Из жизни старообрядчества на севере»//ВЕВ. 8-9. С. 211-218.. Интерес представляет публицестическая статья «Действительно ли ныне пастырское влияние на народ?», откуда можно почерпнуть сведения о духовно-нравственном состоянии народа, взаимоотношениях со священством Действительно ли ныне пастырское влияние на народ?//ВЕВ № 15. С.356-359..

Интереснейшим и весьма редким историческим источником является опубликованный в номерах за 1914 год «Дневник священника Туркестанской епархии». Записки священника Виктора Иларионова рассказывают о жизни духовенства, миссии Русской церкви в песках Средней Азии, национальных, культурных, религиозных особенностях местного населения, взаимоотношениях коренных жителей и русских поселенцев Иларионов В. свящ. Дневник туркестанского священника.//ВЕВ. № 18. С. 439-444.. На страницах Ведомостей интересную статью найдут для себя и военные историки: в № 21 опубликована статья о сражении под Друскениками Бой под Друскениками.// ВЕВ. № 21. С.550-553. .

В целом, как официальная, так и неофициальная часть Ведомостей содержат немало материалов, которые можно использовать в качестве источников по церковной истории, в первую очередь - местной. Однако стоит отметить, что некоторые труды, опубликованные в Ведомостях за 1914 год, начинаются, а затем и продолжаются в других номерах, что делает необходимым рассматривать и прорабатывать больший комплект изданий, что, в свою очередь, усложняет работу исследователя.