logo
Значение современной катехизаторской и миссионерской деятельности на приходах Русской Православной Церкви

Введение

Во все времена существования Церкви она всегда понимала возложенную на нее обязанность, заключавшуюся в Евангельском благовестии и приведении к спасению. Это дело начали апостолы, а продолжили и, будут продолжать все верные чада Божии до самой кончины мира, которая последует после того, как Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24:14; Мр.13:10).

В начале XXI столетия в нашей стране вновь с особой остротой встала проблема православной миссии. После десятилетий вынужденной изоляции Русская Православная Церковь вынуждена осуществлять свою деятельность в особых условиях. Первой особенностью нашего времени является всесторонняя секуляризация и бездуховность современного общества, разрушение религиозных устоев общественной жизни - трагические последствия многолетнего господства атеизма. Второй особенностью является засилье в нашей стране псевдохристианских сект, язычества и оккультизма, извращающих правильные представления об Едином и Истинном Боге и о человеке как творении Божием, призванном исполнять Его волю. Поэтому сейчас обществу как никогда необходим спокойный, чистый голос Православия. Этот голос призван нести свет Евангельского благовестия в каждый дом, в каждую душу, в каждое сердце.

Мы не должны забывать, что поле миссии каждого из нас сегодня - рядом, близко. Это - наши братья и сестры, живущие во тьме неведения, скептического безверия или покорного следования всевозможным учителям. Мы должны понять, что наша Церковь есть подлинно живое Тело Христово (1Кор.9:22), а то, что живо, не может не расти, не расширяться. «Ибо слово Божие живо и действенно» (Евр.4:12).

Миссионерская деятельность только тогда достигает успеха, когда она активна и многообразна по форме. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9:22),-- говорит нам святой апостол Павел, величайший миссионер христианского мира. Формами миссии могут быть и проповедь, и катехизация, и литургическая жизнь. При этом нужно не забывать, что нынешнее общество далеко не однородно: к каждому человеку, как бы ни отличался он от других, православный миссионер должен найти свой подход. Особенно это касается молодежи и детей.

Несмотря на предпринимаемые меры общецерковного характера, задачи православной миссии в нашей стране могут быть выполнены только при активном содействии приходских пастырей, на которых возложена забота о спасении врученной им паствы, о духовном преображении общества и каждого человека, «о благовестии мира Христова дальним и ближним» (Еф.2:17).

Поэтому каждый священник по долгу своего пастырского служения должен быть миссионером хотя бы в приделах своего прихода. Эта необходимость обусловлена также и тем, что в расположении каждого прихода действуют различные секты и раскольники. Слово Божественной истины должны услышать также и инославные, и неверующие во Христа - последователи нехристианских религий и атеисты.

Таким образом задачей данной работы будет не только дать понятия о миссии и пастырстве, но и описать нынешнее религиозное состояние России, виды и особенности миссионерской деятельности современного приходского пастыря на основе ранее изданных трудов по Миссиологии и Пастырскому богословию.

1. Пастырство и миссионерство. Понятие и задачи