Антропологический принцип в опыте христианского Абсолюта

дипломная работа

Введение

Актуальность темы исследования. Понятие религиозного Абсолюта является одним из главных тем обсуждения не только в сфере христианского богословия, но также представляет интерес как для западной философской мысли в целом, так и для русской религиозной философии.

Следует сразу прояснить, что под понятием Абсолюта в данной работе понимается именно религиозный, христианский Абсолют, то есть Бог, так как понятие Абсолюта и Бога в религиях по сути своей тождественно. Таким образом, данное исследование представляет именно этот аспект религиозно-философского понимания Абсолюта, не касаясь иных, различных трактовок данного понятия в истории философии. Такое обращение к теме Абсолюта христианской религии, а именно рассмотрение христианского Бога - Троицы и исследование данного религиозного, христианского учения с точки зрения философии становится особенно актуальным для нашего времени.

На первый взгляд может показаться, что такая проблема могла быть ключевой лишь в эпоху средневековья. Однако современное общество также нуждается в обращении к теме христианского Абсолюта и прояснении ряда проблем, проявляющихся в связи с данной темой не меньше, чем в более ранние эпохи. Причиной тому служит сама мировоззренческая обстановка в современном мире, где вопросы религии и веры всё больше приобретают общественное и политическое значение, и, следовательно, философский подход к осмыслению основы религиозных воззрений, а именно, христианского Абсолюта (Бога) может повлиять на мировоззренческий выбор современного человека. Более того, в самой истории, со времен раннего христианства, вплоть до нашего времени, всё ещё существует разделение в христианском мире, причиной которого до сих пор служат различные споры, касающиеся религиозного Абсолюта, то есть Бога. Именно поэтому возращение к переосмыслению учения об Абсолюте (Боге), с точки зрения самой философии остается по-прежнему очень актуальным вопросом для нашего времени, поскольку эта проблема не может быть решена лишь на уровне религии и требует именно философского подхода к своему осмыслению.

Что же касается осмысления связи человека и Бога, которая представляет особый интерес для данного исследования, то можно сказать, что один из ключевых аспектов этого вопроса также всё ещё остается не до конца проясненным, поскольку антропологическая часть учений, большинства философов и теологов, касается в основном рассмотрения вопросов о подобии человека Богу, при этом, не затрагивая тему антропологического принципа в содержании самого христианского Абсолюта, то есть Бога.

Степень разработанности темы. Таким образом, несмотря на множество имеющейся литературы по проблемам христианской антропологии, связи человека и Бога, а также и о самой природе Бога, такой как работы теологов и философов Афанасия Великого, Августина Блаженного, Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и др. исследование именно антропологического принципа в опыте христианского Абсолюта проведено всё же не слишком глубоко.

Изучая источники, касающиеся данной проблематики, такие как исследования русских философов Зеньковского Василия Васильевича, Тареева Михаила Михайловича, а также работы представителей немецкой классической мысли, обнаруживается крайне малое количество исследований, которые бы раскрывали данную тему полностью, поскольку работы большинства, как философов, так и теологов, в основном, не столько раскрывают данную проблематику, сколько скорее намечают её.

Более того, даже при попытках проведения глубокого изучения данной тематики, которое встречается наиболее отчетливо в работах Людвига Фейербаха, обнаруживается проблема сведения учения о религиозном Абсолюте (Боге) к человеку как таковому, которая также всё ещё требует дальнейшего рассмотрения.

Объект и предмет: Объектом исследования в данной работе выступает само понятие христианского Абсолюта. Предметом же этой работы является сам антропологический принцип в опыте христианского Абсолюта.

Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в исследовании антропологического принципа в опыте христианского Абсолюта.

Дипломная работа предполагает решение следующих задач:

1) Дать анализ религиоведческого и историко-философского материала, выявляя предпосылки становления христианского понимания Абсолюта.

2) Раскрыть основные положения понятия христианского Абсолюта.

3) Проанализировать развитие идеи богочеловека в опыте христианской религии.

4) Выявить особенности решения проблемы антропоморфизма божества в христианской антропологии.

5) Проанализировать особенности исследования антропологического принципа в опыте христианского Абсолюта, философами западноевропейской и русской религиозной мысли.

Методологические основания работы. В дипломной работе использован метод сравнительного анализа, позволяющий детально изучить существующие теолого-философские исследования по теме антропологического принципа в опыте христианского Абсолюта и выявить общие положения и различия в подходе русских религиозных и западноевропейских мыслителей к данной проблематики.

Делись добром ;)