logo
Антропологический принцип в опыте христианского Абсолюта

1. Предпосылки становления христианского понимания Абсолюта в религиозно-философском мышлении

Прежде чем рассматривать вопросы, касающиеся связи человека и Бога в христианстве, которые являются особо значимыми для данного исследования, необходимо более четко разобраться с понятиями Абсолюта и Бога. А также ответить прежде на такой вопрос как: Имеет ли христианская религия вообще понятие Абсолюта? Поскольку, несмотря на некое тождество представленных понятий, всё же говорить об Абсолюте не означает говорить о Боге, так как, к примеру, языческие божества, никак нельзя свести к понятию Абсолюта как такового.

Вообще латинское слово absolutus означает безусловный, совершенный. К тому же образованно оно от глагола absolvo, что в переводе означает отделять, освобождать. Таким образом, раскрывая смысл самого понятия Абсолюта, становится ясным, почему его нельзя применять к языческим божествам. Ведь используя слово «абсолютное» даже как прилагательное в речи, тем самым освобождаем от всех предикатов то, к чему применяем такое прилагательное. Языческие же божества не связанны с понятием абсолютного, поскольку для той же греческой философии абсолютное означало также отделенное от всего остального, в своей собственной природе как таковой.

Языческая религия не знает такого божества. У неё нет божества, как такового, есть лишь боги. Она не доходит до самого истока, оставаясь лишь во множестве различных проявлений божества.

Христианская религия теперь уже знает это божество. К примеру, уже в начале произведения одного из самых известных греческих теологов IV века св. Григория Богослова встречаются следующие слова: «О, превышающий всё!» св. Григорий Богослов, Собрание творений в 2-х томах. М.:Астрель, 2000. Т. 2. С. 104. , что как раз и означает отделенный, совершенный, то есть абсолютный. Из чего следует, что для опыта христианской религии понятие Бога тождественно понятию Абсолюта философии, чего не скажешь о языческих божествах.

Таким образом, разобравшись с понятием Абсолюта в опыте христианской религии, необходимо также уточнить предпосылки становления самого христианского понимания Абсолюта и ответить на вопрос о том, свойственен ли дохристианскому божеству антропологизм и имеются ли вообще какие-то учения в дохристианской религии и языческой философии, которые повлияли на формирование Абсолюта христианской религии, чему и будет посвящен данный раздел этого исследования.

1.1 Идея божества в первобытных религиозных формах

Фейербах, детально изучая антропологический аспект Бога, пишет: «прежде чем искать свою сущность в себе, он [человек] полагает ее вне себя» Фейербах Л. А. Сущность христианства. М., 1955. С. 44.. Иными словами, чтобы осуществить познание себя, человек должен вначале полагать себя вне себя, как иное. Это явление и наблюдается в монотеистических религиях и, в особенности, в христианстве и его стремлении к связи отношения человека и Бога, в идеи богочеловека.

Однако, как только переходим к наблюдению за развитием более ранних религиозных форм: анимизма, тотемизма и фетишизма, как становится ясным, что никакого антропологизма и стремления к приписыванию антропоморфизма божеству в первобытных формах религии нет, да и, казалось бы, для возникновения одного, абсолютного божества также не имеется никаких предпосылок.

Следовательно, появляется вопрос о том, как именно человек может переносить свою сущность на почву первобытных религиозных форм. В чем заключалась необходимость данных верований для самого человека?

Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо остановиться на каждой форме более подробно, чтобы понять какова связь данных верований с последующими религиозными формами.

Наиболее полно о первобытных верованиях пишут такие исследователи, как Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Э.Тайлор и др.

Говоря о первобытных верованиях, стоит особое внимание уделить анимизму, как первоначальной стадии развития религии вообще. Хотя, в этом вопросе у большинства исследователей возникают некоторые разногласия. Например, Дж. Фрэйзер в своей работе «Золотая ветвь» говорит о том, что эпохе анимизма предшествует век магии. Л Леви Брюль же называет это время первобытным дологическим мистицизмом.

Само слово анимизм, происходит от латинского anima, animus, что в переводе означает душа, дух. Следовательно, анимизм, означает веру в существование духов и одушевленность всей природы как таковой.

Однако в современной науке также существует ряд разногласий среди религиоведов, этнографов, культурологов и социологов о сущности анимизма.

Впервые же такое слово как «анимизм» вводит немецкий профессор Г. Е. Шталь в начале XVIII века. В область самой науки же это понятие приходит от английского ученого-этнолога Э. Тайлора, согласно которому анимизм предшествует как мифологии, так и самому политеизму.

Нельзя не отметить то, что анимистические верования можно найти не только в древности, но и в настоящее время. В особенности у народов Юго-Восточной Азии и Кавказа. Также он был распространен и у восточных славян, во времена дохристианского периода. Кроме того, одно из более ярких проявлений анимизма можно встретить в среде шаманов Сибири. Сущность шаманизма, как и анимизма в целом - отождествление мира с духами.

Таким образом, обращаясь к одному из самых древних верований - анимизму, нельзя сказать, что в этой форме есть хоть какие-то предпосылки развития антропоморфных представлений о боге в дальнейшем. Однако, несмотря на это, при более глубоком всматривании в эту форму, можно заметить начало того движения, о котором пишет ещё Гегель в своей работе по философии религии, говоря о различении человеческой сущности и природы.

В анимизме пока ещё не отводится никакого особого места человеку, но в этом данное верование и не нуждается. В такой форме человек находится ещё на моменте слитности себя с природой, следовательно, он и не пытается выделить себя из неё.

Не менее интересным для данного исследования является такое особое примитивное верование, как тотемизм. Несмотря на его известность, глубокое исследование тотемизма началось не так давно. Впервые изучение начал Мак-Леннан. В дальнейшем его развивали Дж. Фрэйзер, Джевонс и др.

В основе тотемизма лежит вера в особую связь между человеком и животным, реже растением. Считается, что тотемными становились те животные и растения, которые помогли человеку существовать.

Тотемизм, одно из уникальных верований, которое заключает в себе, как в зародыше, все аспекты дальнейшего развития религии: сходство божества с поклоняющимися ему, систему табу и жертвоприношений. Сложно говорить об истоках возникновения тотемизма. Например, Фрэйзер в отличие от других исследований относил его к виду магии, объясняя, что главное для приверженцев этого явления было заставить с помощью различных средств повлиять на внешнюю среду для получения изобилия различных видов животных и растений.

Фрэйзер пишет об этом следующее: «Большинство тотемов - это употребляемые в пищу животные и растения. Основным результатом, которого ждут от совершаемых обрядов, должно быть снабжение племени пищей и другими необходимыми вещами. Часто обряды являются имитацией такого результата. Другими словами, речь идет об имитативной, или гомеопатической, магии» Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.:Астрель, 2011. С. 23.

Таким образом, если в магии, встречается уже попытки человека, посредством своей воли воздействовать на природу, иными словами приспособить её, подчинить, то в тотемизме происходит скорее попытка договориться с тотемным животным. В тотемизме человек считает себя слабее животного и потому пытается заполучить его силу через жертвоприношение и вкушение тотемного животного. Однако здесь человек уже отделяет себя от природы, в отличие от анимизма.

И, к примеру, согласно той же философии религии Гегеля на этих этапах происходит уже расщепление сознания, в чем и была необходимость данных ступеней.

Ещё одной важной формой примитивной религии для данного исследования является фетишизм, сущность которого состоит в поклонении неодушевленным предметам и придании им магического значения. Такими предметами чаще всего являлись амулеты, сделанные из дерева или необычного камня.

В этом веровании проявляется самый крайний характер обожествления. Хотя в ней, конечно, тоже нет никакой непосредственной связи с человеком, как таковым, поскольку фетишизм был очень распространен среди первобытных племен, которые не пытались сравнивать объект своего поклонения с самим собой.

Однако, в данном случае, также следует указать на то, что поклонение неодушевленному предмету, как и поклонение духам и животным в анимизме и тотемизме свидетельствует о попытке перенести те качества, которыми обладает сам человек на то, что его окружает.

Иными словами, это и есть способ рассмотрения самого себя через иное, поскольку во всех трёх первобытных формах религии, производится попытка наделить душой окружающий мир, которой обладает сам человек.

Было бы неверным в данной работе пропустить и такой феномен как поклонение духам предков. Поскольку в очень частых случаях в качестве фетишей выступали именно предки племен и изображались в виде неких идолов. Также существуют предположение исследователей о том, что нечто подобное можно найти и в тотемизме, когда в качестве тотема хоть и выступает какое-то животное, но на самом деле это животное скорее символ когда-то умершего предка, который заслужил чем-то такое почитание у племени.

Вообще уважение к членам рода или так называемый культ предков встречается у многих народов, к которым относятся славяне, индусы, так и народы Китая, Японии, Африки, а сами истоки данного явления можно проследить ещё и в первобытных формах религии. Сам же данный культ предполагает, прежде всего, поклонение предкам как богам. Примечательно то, что чаще всего покланялись ближайшим предком данной семьи, отсюда можно предполагать, что данные культы связывали между собой человека со своим родом для чего и были предназначены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что, непосредственно, ни в анимизме, ни в тотемизме и фетишизме нет ещё антропологического принципа в понимании божества.

Однако данные верования представляют собой некое начало, из которого в дальнейшем всё-таки вырастают более оформленные религии и их идеи, в том числе и идея греческого антропоморфизма божества, а также Богочеловека христианства, поскольку именно в них проявляется постепенный переход от человека в мире природного, к постепенному выделению и отделению человеком самого себя от природного, а также попытка господства над природным через магию, например.

К тому же в дальнейшем поклонение производится не только природному, но и человеческому, что выражается ярче всего в обожествлении своих ближайших предков.