logo
Апологетика - отстаивание христианского мировоззрения

3. Об истине

Следующий момент на который я хотел бы обратить твое внимание Владислав, так это на понимание, что такое истина, и в коком виде она существуя проявляет себя.

Постмодернизм полагает, что абсолютной истины не существует, истина относительна. С этой точки зрения, не существует границы между истиной и ложью, они могут меняться местами в зависимости от социально-исторических и субъективно-психологических условий и обстоятельств. Постмодернизм отрицает существование вечных истин и полагает, что у каждой культуры, у каждой эпохи и даже у каждого человека своя истина.

Истина являет собой совокупность постулатов, отображающих объективную реальность. Абсолютная истина представляется мне сопоставимой с Божьим всеведением. Истина абсолютна в том смысле, что понимание Богом природы вещей соответствует ей как внешне, так и внутренне. Бог обладает исчерпывающими знаниями обо всем, и Его понимание так же сложно, как и сама действительность. Каким бы ни было человеческое представление об истине, оно всегда исторически обусловлено. Однако наши представления об истине не могут быть объективными, если человек настаивает на том, что это означает возвышение над исторической ситуацией.

Христианство истиной называет не какую-либо абстрактную универсальную идею, и не какую-либо изначальную материю, а основополагающую живую личность Иисуса Христа, который изрек: "Я есть путь, истина и жизнь" (Иоан.14:6). В этом смысле, примечательно поведение Пилата, скептически вопросившего на своем неправедном суде Христа: "Что есть истина?", и не выслушавшего ответа от самой Истины. (Иоан.18,37-38).

Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8,44). Этим подчеркивается, что направленность воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни, либо ко лжи - вечной смерти. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: "…всяк человек - ложь…" (Пс.115,1-2).

Постмодернисты правильно считают, что люди с ограниченным знанием никогда не смогут обладать полным знанием истины. Но, на основании данного утверждения, они делают неправильный вывод, утверждая, будто мы вообще не можем обладать знанием объективной истины. Но следует отметить, что мы, будучи ограниченными существами, можем обладать определенным объективным знанием, хотя и не полным. Мы можем обладать этим знанием, как ограниченные существа, настолько приблизившись к тому, что является действительной истиной, что у нас не будет оснований говорить о неспособности людей знать что-либо объективно. В принципе, наше знание всегда можно исправить, как и должно быть со всяким знанием ограниченных существ. Однако, на этом основании мы не имеем права утверждать, что в таком случае, оно не является знанием в принципе. Будучи христианами, мы можем добавить, что наше знание имеет под собой надежное основание, ибо Бог в Своем всеведении решил явить Себя нам с помощью человеческих слов. Положения данного откровения чрезвычайно важны.

Основная трудность в познавательной деятельности человека заключается в том, что человеческое общество в целом живет совершенно иными, отличными от Евангелия, идеалами и принципами. Они прекрасно показаны в искушениях Христа в пустыне. Их в следующих словах выразил апостол Иоанн: "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Иоан. 2, 16). Однако эти искушения не просто названы, но показана и закономерность их взаимосвязи между собой, определенная иерархическая соподчиненность. В этой иерархии завершающей, самой опасной из страстей названа гордость, поскольку она более, чем что-либо другое, искажает по существу дух человека, закрывая тем самым от него конечную цель и смысл всей познавательной деятельности во всех ее аспектах. Отсюда становится очевидным, на что должно быть обращено, прежде всего внимание человека - на выявление и объективную оценку того, что питает эту страсть, - в противном случае познание будет не только бесплодно, но и губительно для человека и человечества.

При огромном многообразии проявлений гордости у человека нашей цивилизации она, бесспорно, с особой силой и откровенностью выражает себя в культе разума, - разума "ветхого человека" (Еф. 4, 22), то есть разума, являющегося рабом своих страстей (похотей). Этот разум провозглашается миром высшей инстанцией в решении всех проблем человеческих. Он требует подчинения себе всех сторон духовной жизни.

Где же, по этому разуму, возможно обретение истины, а с ней блага бытия и смысла жизни? В науке и философии, - отвечает он. Наука должна обеспечить все блага жизни (первые две "похоти" по Иоанну Богослову), а философия должна указать на величие человека. Именно в научно-техническом прогрессе и философии, а не в Боге и святости жизни "гордость житейская" усматривает возможность осуществления вечных надежд человечества. Поэтому со всей остротой и серьезностью встает задача анализа познавательной деятельности человека, с тем, чтобы каждый искренне ищущий истины мог беспристрастно оценить как дальнейшие возможности разума, так и христианское свидетельство об Истине.

Итак, что есть истина? В попытке ответить на этот вопрос на арену истории выступают четыре основных претендента: философия, наука, мистика, религия.

Кратко их ответы можно выразить следующим образом:

Философия (та, для которой этот вопрос существует): истина - это искомый результат деятельности "чистого" разума, ибо истина рациональна и может быть выражена в конкретных понятиях и суждениях.

Наука (естествознание до середины XX века): истина есть "объективная реальность", постигаемая эмпирически-рациональным путем, или (XX век) "полезная" модель этой реальности.

Мистика (всех времен): истина есть невыразимое "нечто", переживаемое личностью в опыте внутреннего с ним слияния. Познание "нечто" глубоко интимно, поэтому оно не связано по существу, ни с каким "ортодоксальным" учением, ни с какой религией, присутствуя, однако в каждой из них.

Христианство: истина есть Сам Бог, непостижимый по существу, но бесконечный в Своей познаваемости и постоянно открывающийся в Своих действиях. Истина есть Бог воплотившийся - Господь Иисус Христос, познание Которого обусловлено строгими законами духовной жизни. А саму встречу с Христом как с личным Спасителем я бы назвал ключом от двери, что ведет к познанию истины.