logo
Исповедь и ее значение в душепопечительстве

2.3 Необходимость и процесс покаяния

Необходимый элемент в исповеди Давида раскрыт в Псалме 51, который был написан, после того как открылась эта некрасивая история с Вирсавией. Прежде всего, Давид осознал свой грех: "Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною" (Пс.51:3). Осознание греха - это умение честно разобраться в глубинах своего сердца в своих мыслях и желаниях, только после этого Давид перестал оправдывать свой грех, перестал искать разумных объяснений своему поступку, потому что он понял, что его поступок является, прежде всего, грехом против Бога, и он обратился к Богу: "Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоим соделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем" (Пс.50:6). Давид раскрывает здесь истину, которую должен признать всякий грешник: Любое беззаконие есть беззаконие вначале перед Богом. Именно поэтому человек должен исповедовать Богу свой грех[94].

Следующий шаг заключается в желании перемен: "Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега:Сердце чистое сотвори во мне Боже" (Пс.51:9-12) После того, как Давид осознал свою вину и честно признался в своем грехе, он сам пожелал измениться. Это желание выражено через слово "иссоп" (ст.9). В Ветхом Завете священники для исцеления больных проказой использовали особый обряд с применением иссопа, если больной очищался, он возвращался обратно в стан. В Псалме 51 Давид говорит, что ощущает скверну своего греха как проказу на теле и желает исцеления, очищения и восстановления, чтобы, как бывшему прокаженному, ему было позволено вернуться к своим. Как было упомянуто в первой части работы, описанные Давидом страдания от скрытого греха, не просто метафора. Человек представляет собой психосоматическое целое: в нем нет четкого разделения между физическим здоровьем и состоянием души. Если человеку удается скрыть от людей свой грех, или оправдаться перед собой и заглушить угрызения совести, то только на время, последствия отразятся на общем состоянии организма. Потому что грех разрушает целостность, и результатом является реальное недомогание. Психологически, физически и духовно цельным человек становится только, тогда когда он будет чист от греха. Давид понял, что нуждается в очищении сердца. "Сердце чистое сотвори во мне". Слово "сердце" и "дух" древние евреи использовали, когда говорили о средоточии воли и разума человека. Именно об этом говорит здесь Давид. Размышляя о своих беззакониях, он понял, насколько глубоко грех укоренился в его душе: "Во грехе родила меня мать моя" (Пс.51:7), поэтому Давид раскаивается пред Богом не только за совершенное прегрешение, но и за греховную природу, в которой он рожден[95].

Итак, Псалом 51 дополняет важный элемент в исповеди Давида, это осознание греха и покаяние перед Богом. Очевидно, что покаяние входит в исповедь и необходимо для получения Божьего прощения. Покаяние означает: "обратиться, возвратиться, раскаиваться в чем-либо, сожалеть о чем-либо". Переносное значение слова - "сокрушаться, или горевать", а греческий язык переводит слово как "изменение образа мыслей"[96]. В Ветхом Завете раскаяние, которое должны проявлять люди, чаще передается словом bWc. Оно часто встречается в призывах ветхозаветных пророков к Израилю для того, чтобы они обратились к Богу. Покаяние означает сознательное нравственное отделения от зла, отказ от греха и вступление в общение с Богом. Известный стих, в котором используется это слово 2 Пар. 7:14: "И если смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их"[97]. Тема покаяния была важным моментом в проповеди Иоанна Крестителя (Мф.4, 17), в проповеди Христа (Мф.4, 17) и в проповеди апостолов (Д. Ап. 20, 21) Теме покаяния уделяется большое внимание в Писании потому, что покаяние является необходимым условием для спасения: ":но если не покаетесь, все так же погибнете", Лк. 13:5.

Можно выделить три основных момента, где Бог призывает человека покаяться. Во- первых, человек призван к "покаянию пред Богом"( Деян.20:21). Это означает, что человек должен покаяться в том, что стремился управлять своей жизнью без Бога и считал это нормой. Во- вторых, человек должен покаяться в личных грехах и взглядах. Петр сказал Симону волхву: "Покайся в сем грехе твоем и молись Богу: Может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего" (Деян. 8:22). В таком покаянии нуждается не только тот, кто первый раз обращается к Богу, но и христианин. В Откровении Господь, обращаясь к семи церквам, говорит: "Покайся" (Откр. 2:5; 2:16;2;21;3:3). В третьих, человек должен покаяться в стремлении восстановить мир с Богом посредством своих дел "Обращение от мертвых дел" (Евр. 6:1). Т.е. понять, насколько мертвы и бесполезны они в глазах Бога, если мы не приходим к Нему новым и живым путем крови Христа[98].

Богословы отмечают, что в новозаветном покаянии человека участвуют три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Интеллектуальный элемент включает в себя изменение взглядов. Во - первых, изменение отношения человека ко греху - осознание того, что грех бунт и оскорбление Бога; во вторых, правильное понимание Бога - Бог святой и справедливый; в третьих, знание правды о себе, не только о неправильных поступках, но и о дарованном спасении во Христе.