12-летний Отрок Иисус в храме

курсовая работа

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена необыкновенной краткостью сведений о детских годах Спасителя. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из детства Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. Анализ толкований и исследований православных экзегетов и библеистов может быть полезным затем на уроках в воскресной школе и для детей и взрослых.

Настоящий труд не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда трудов и учебных пособий.

Целью данной работы является исследование значимости повествования о посещении храма двенадцатилетнего отрока Иисуса Христа во второй главе Евангелия от Луки, а также исследование и углубление вопроса, почему подробности детства Господа нашего Иисуса Христа сокрыты от нас.

Задачей данного исследования является выделить драгоценные жемчужины церковной мудрости из толкований и исследований православных экзегетов и библеистов, обобщить их и осмыслить для более глубокого усвоения содержания Евангельского текста.

Объектом данного исследования служит описание посещения иерусалимского храма 12-летним отроком Иисусом Христом в главе 2:40-52 Евангелия от Луки, толкования на него святых отцов Церкви, писателей и православных экзегетов.

Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Их можно найти в любом издании Библии.

Но существуют еще т.н. апокрифы. Апокриф (греч. -- тайный, сокровенный) -- произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные Церковью каноническими.

Апокрифические евангелия не являются богодухновенными книгами, и признавать за истину все, что они говорят о жизни Христа в Назарете, мы не можем. Это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывают о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. Одной из главных причин появления апокрифических писаний «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические, - авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание. По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено). Авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа - любви.[10]

«История детства сравнительно с историей общественного служения Иисуса Христа необыкновенно коротка; знакомят с нею только два евангелиста -- Матфей и Лука, Марк же и Иоанн совсем не касаются ее. Тем не менее история эта есть прекраснейшая и совершенно необходимая часть целого, как это с очевидностью доказывает пример Матфея и Луки. Не будь, в самом деле, этой, хотя и краткой, истории, мы не знали бы многого, и притом очень важного; не знали бы, когда, как и откуда произошел Спаситель, где Он жил и какие лица окружали Его? Все эти вопросы остались бы для нас неразрешимыми. А какой она проливает яркий свет не только на все ветхозаветное прошлое, но и на все будущее в христианстве; для этого достаточно указать на песнь Богородицы (Лк.1:46--55), песнь Захарии (Лк.1:68--79) и Симеона (Лк.2:28--35).

Повествования эти -- эпизодического характера; каждое из них представляет маленькое целое и законченное.» [3].

«…большую часть повествований передает евангелист Лука, а меньшую евангелист Матфей. Последний описывает только такие события, которые могли бы возродить и укрепить веру в первых читателях-евреях, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обетованный еще в Ветхом Завете; апостол Лука же неоспоримо имел в виду показать связь своей евангельской истории с Божественными откровениями Ветхого Завета о спасении чрез Иисуса Христа всего человечества, а не одних иудеев (Лк.2:32). Таким образом, оба евангелиста тесно соединяются друг с другом и восполняют один другого, представляя одну гармонически стройную картину рождения и детства Иисуса Христа -- Сына Божия и Сына Человеческого.»[3].

Работа состоит из двух глав и заключения.

В первой главе рассматриваются моменты детства Иисуса Христа, описанные евангелистами Матфеем и Лукой.

Во второй главе рассматривается эпизод из жизни Христа, когда Он будучи 12-летним отроком посетил Иерусалимский Храм, но преимущество отдается рассмотрению осознания Божественным Отроком, Его Матерью и мнимым отцом и окружающими людьми Его предназначения.

В заключении подводится итог курсовой работы, делаются выводы, главный из которых заключается в том, чтобы понять, что в условиях современного мира, его морального разложения, духовной опустошенности и секуляризации, человек нуждается в высоком нравственном примере, знании Слова Божия.

Предполагается использовать работу на уроках Основ христианской нравственности в воскресной школе в основной ступени обучения, как нравственный урок для христианских детей.

Делись добром ;)