logo

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В результате падения атеистической идеологии в нашей стране последние двадцати лет происходит заметная активизация деятельности различных религиозных объединений, наблюдается усиление их влияния, увеличение их численности. Данные тенденции прослеживаются не только по отношению к так называемым мировым религиям (буддизм, ислам, православное христианство), но также являются еще более характерными для массы сравнительно небольших по числу приверженцев религиозных групп, которые в литературе и общественном сознании получили наименование новых религиозных движений или деструктивных сект. Эти группы ведут крайне интенсивную деятельность и оказывают заметное влияние на идеологическую жизнь страны и ее регионов. Появилось масса пророков, гуру различных традиционных и нетрадиционных мистических учений, которые умело манипулируют людьми, используют общественно и индивидуально-психологические факторы человеческой религиозности.

Действующий в настоящее время федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997г., в силу своего несовершенства зачастую не может решить спорные вопросы в отношении религиозных групп, деятельность которых признана противоречащей законодательству Российской Федерации (42). В обществе зреет необходимость создать условия, гарантирующие недопущение проникновения религиозных учений подобного рода на российскую почву. Однако сегодня человек остается один на один с массой различных мистических учений и практик вплоть до изуверских. Чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерии, по которым можно отличить истинную духовность от ложной, понимать методы вовлечения новых адептов в такие организации и уметь противостоять им.

Выборочный опрос студентов КГУФКСТ показал, что 75% опрошенных хоть раз в жизни сталкивались с агитационной деятельностью сект.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования и выбора объекта, предмета, целей и задач исследования.

Целью дипломной работы является изучение истории и современного состояния сектантской деятельности в России для разработки предложений по противостоянию вовлечения молодежи в члены деструктивных сект.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть варианты классификации сект;

- исследовать историю зарождения и общественного развития некоторых культов, признанных социально опасными на территории России;

-изучить зарубежный и отечественный опыт противостояния сектам;

-проанализировать PR-технологии, методы вовлечения в секту и социального контроля над жизнью адептов;

-выявить предпосылки, которые могут сделать человека жертвой тоталитарного культа и характерные признаки вербовщика;

Объектом исследования являются новые религиозные движения (НРД) и их деятельность на территории России.

Предметом исследования являются методы их воздействия на молодежь, особенности PR-технилогий и психотехник вовлечения массы людей в свои организации, критерии принадлежности группы к деструктивным религиозным организациям.

Гипотеза. Предполагалось, что предложение активно внедрять в учебный процесс и воспитательную работу в школах и вузах информацию о методах вербовки, психотехники и социальной опасности тоталитарных культов, поможет молодежи понять деструктивный характер многих сект и избежать вовлечения в такие организации.

Библиографической базой исследования явились работы теоретиков научного понимания религиозного сектантства, заложенные ещё в начале XX в. на Западе (М. Вебер, Р. Нибур и др.)(14,15,38) В частности, Р. Нибур выявил дихотомию «церковь-секта», определив отличительные признаки ее элементов(38). Вебер рассмотрел этапы эволюции религиозных организаций; исследовал роль их лидеров (15) и др. Среди трудов отечественных ученых можно выделить современных исследователей сектантства - Дворкина, Волкова, Яблокова, которые анализируют историю и типологию новых религиозных движений(19,20,12,41). Однако, комплексных исследований, включающих и коммуникативные технологии сектанов, специфику их связей с общественностью не проводилось.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретической базы сектоведения с точки зрения связей с общественностью, даются рекомендации, как избежать вовлечения человека в навязчивую тоталитарную религиозную организацию.

Структура работы. Настоящая квалификационная работа представляет собой законченное исследование теоретико-прикладного характера на 94 страницах печатного текста и включает введение, 4 главы, выводы и практические рекомендации. Список литературы содержит 57 источник.