logo
История ислама

Введение

Ислам является одной из мировых религий, и, по разным данным, к последователям ислама причисляют себя от 20 до 23 % людей во всем мире. Ислам возник в VII веке н. э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога - Аллаха и подчинение его воле. Это записано в священной книге - Коране, переданном людям через пророка и посланника Аллаха Мухаммеда. В исламе Мухаммед считается последним в череде пророков (Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус)). Послания Мухаммеда одновременно подтверждают основные откровения его предшественников и исправляют то, что эти пророки исказили в ниспосланных Аллахом Писаниях: ат-Тауре (Торе), Забуре (Псалмах), Инджиле (Евангелии).

Если мы откроем практически любую газету, включим радиоприемник или телевизор, то мы обязательно увидим или услышим материалы об исламе. Многие из них сопровождаются образами насилия - особенно, если речь идет о Кашмире, Боснии, Алжире или Палестине. Облик ислама, взирающий на нас с газетных полос и телевизионных экранов, зачастую ассоциируется с суровой, бескомпромиссной верой, приверженцы которой, не задумываясь, прибегнут к кровопролитию, не только чтобы отстоять свои принципы, но и чтобы навязать свою волю другим. Между тем, для тех, кто ближе знаком с мусульманами и их традициями, образ «воинствующего ислама» противоречит принципам религии, многие приверженцы которой - а их насчитывается едва ли не миллиард во всем мире - считают ее не менее миролюбивой, чем буддизм или христианство. Слово «ислам» по-арабски означает «подчинение чужой воле» и этимологически очень близко слову «салам» - мир. Во всем мире мусульмане приветствуют друг друга и иностранцев словами «ас салам алейкум» - «мир вам».

По мнению большинства мусульман, подобный образ воинственности - это искажение действительности западными средствами массовой информации. И эта точка зрения имеет под собой серьезные основания. В эпоху, когда общественное мнение формируется передовицами бульварной прессы, образу жизни и ценностям миролюбивого большинства неизбежно уделяется гораздо меньше внимания, чем крикливому меньшинству, ни перед чем не останавливающемуся, чтобы привлечь к себе все взоры. Средства массовой информации выступают в роли кривого зеркала в ярмарочном балагане, необоснованно преувеличивая воинственность немногих и почти ничего не рассказывая о миролюбии или, по крайней мере, нейтральной позиции преобладающей массы людей.

И это не так безобидно, как кажется. Кумулятивный эффект от искаженного общественного сознания подпитывает процесс принятия политических решений. Сэмюэл Хантингтон, являющийся авторитетным профессором Гарвардского университета, утверждает, что «у ислама кровавые границы». Он предрекает «столкновение цивилизаций», «ислама» и «Запада» и возрождение конфуцианского Китая, как наиболее вероятный сценарий развития глобального противостояния после падения марксизма-ленинизма. И многие «отвечают ему взаимностью»: слово «харб» на арабском и других языках исламских народов, означающее «запад», является однокоренным слову «хариб» - «странный»», «иностранный», «чужой». Подпитываемые атавистическим убеждением, бытующим со времен крестоносцев, о том, что каждый чужой - это враг, подобные предсказания легко могут вызвать цепную реакцию. Политика конфронтации, даже просто отчуждения, основанная на тезисе, что ислам представляет собой угрозу новому мировому порядку, действительно способна консолидировать те политические силы в исламском мире, которые проявляют наибольшую агрессивность по отношению к Западу.

Итак, что же такое ислам ? Дать характеристику этому понятию - весьма непростая задача. В сегодняшнее время ислам воспринимается всеми по-разному. Поэтому целью данной работы является показать истинное лицо ислама, который стал не только религией, но и идеологией многих народов.

Мы рассмотрим факторы, которые способствовали принятию и распространению ислама, раскроем процессы развития этой религии, этические нормы, а также проанализируем последствия исламизации многих народов.

ислам вера мусульманин ритуальный