1. Основные характеристики православной христианской веры
Название «православие» (orjodoxia) -- в первый раз встречается у христианских писателей 2 в., когда появляются первые формулы учения церкви христианской (у Климента Александрийского), и означает веру всей церкви, в противоположность разномыслию еретиков. Позже слово «православие» означает совокупность догматов и установлений церкви, и его критерием признается неизменное хранение учения И. Христа и апостолов, как оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах вселенской церкви.
Сегодня православное направление христианства представляет собой совокупность поместных (региональных) религиозных организаций. Существует официальный перечень глав православных Церквей - «диптих чести». По этому списку Церкви располагаются следующим образом [10, C. 16]:
- Константинопольская (Турция),
- Александрийская (Египет),
- Антиохийская (Сирия и Ливан),
- Иерусалимская (Израиль),
- Русская,
- Грузинская,
- Сербская,
- Румынская,
- Болгарская,
- Кипрская,
- Элладская (Греция),
- Албанская,
- Польская,
- Церковь Чешских земель и Словакии,
- Православная церковь Америки.
Это так называемые канонические и автокефальные Церкви. Во главе Церквей стоят митрополиты, архиепископы или патриархи. Вселенским патриархом считается патриарх Константинопольский, но он не обладает правом вмешиваться в деятельность других православных Церквей.
Религия - не только религиозное мировоззрение, она реализует основные мировоззренческие установки в религиозной деятельности. Тем самым она включает в себя их внешнее проявление, и, благодаря этому, выступает как социальный институт, является феноменом культуры с четко определенным мироотношением. Религиозное мироотношение практично.
Прямым проявлением такой практики служит культ. Культ включает в себя практические религиозные действия, вспомогательные средства и направлен на общение со сверхъестественным. Выделяют различные виды культовой практики: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, молитвы и т. д. Но любое ритуальное действие становиться религиозным, реализуя определенные религиозные представления, а это возможно лишь при использовании религиозной символики.
Основой православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание (Библия) - краеугольный камень Священного Предания, «содержит полноту Богооткровения». Священное Предание включает в себя решения первых семи Вселенских соборов (т. е. состоявшихся до разделения церквей), труды Отцов Церкви и древние богослужебные книги. Последующие дополнения Священного Предания православие, в отличие от католицизма, считает невозможным и потому догматы, провозглашенные впоследствии католической Церковью (догмат филиокве, о непорочном зачатии Девы Марии и др.), рассматривает как ошибочные, противоречащие и Священному Писанию и Священному Преданию. Центральным в православном вероучении является Никео-цареградский Символ Веры [4, C. 89]:
- Спасение чрез исповемдание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа);
- Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой;
- Исповемдание Иисуса -- Христомм, Гомсподом и Сыном Божиим (2-й член Символа);
- Боговоплощение (3-й член Символа);
- Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа);
- Вера в единство, всеобщность и преемственность православной церкви (9-й член Символа); вера в святость Церкви; Глава Церкви -- Иисус Христос;
- Вера в ангелов и молитвенное предстательство святых.
Общность культа (обряды, таинства, литургическая практика) в целом присуща всему православию, но есть и различия, обусловленные национальной принадлежностью Церкви. Это касается, прежде всего, культа святых, почитаемых данной церковью, и праздников, в которых наряду с общехристианскими отмечаются и местные.
Основные канонические нормы и институты [2, C. 114]:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии -- прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
Хотя каноны запрещают лицам священного сана «вдаватися в народныя управления», в истории православных стран были отдельные эпизоды, когда епископы стояли во главе государства (наиболее известен Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли этнарха православных подданых султана).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.
Основное содержание культовой религиозной деятельности несут на себе ритуалы и обряды. Ритуалы - это повторяющиеся стереотипные действия либо имитирующие иную реальность, либо формализующие отношение к ней человека. Ритуал и обряд - целая история, раскрывающая конкретный мотив религиозной картины мира. При этом посредством ритуала иллюстрируют и воплощают религиозные представления, а обряд отмечает наиболее значимые события в практике верующего. Ритуал и обряд неразделимы, обряд реализуется только через ритуальное действие.
Исторически сложившееся православное богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга [6, C. 12]:
1. суточного круга
2. седмичного круга;
3. неподвижного годового круга;
4. подвижного годового круга, сформировавшегося вокруг праздника Пасхи.
Важнейшее общественное богослужение в православии -- Божественная литургия (в России также называемая «обедней»), во время которой совершается таинство Евхаристии -- важнейшее по Крещении таинство Церкви, которое составляет её суть и без которого она немыслима.
- Всенощное бдение
- Часы (церковная служба)
- Литургия
- Вечерня
- Повечерие
- Утреня
- Полунощница
Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников.
-Двунадесятые праздники:
-Рождество Пресвятой Богородицы
-Воздвижение Креста Господня
-Введение во храм Пресвятой Богородицы
-Рождество Христово
-Крещение Господне
-Сретение Господне
-Благовещение Пресвятой Богородицы
-Вход Господень в Иерусалим
-Вознесение Господне
-День Святой Троицы
-Преображение Господне
-Успение Богородицы
- День Святого Духа
Источник внутреннего права Церкви, наряду со Священным Писанием, -- Священное Предание, которое включает в себя каноны различного происхождения, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви. Традиционное понимание и толкование Писания -- в контексте и единстве с Преданием.
Церковь является наиболее типичной и устойчивой формой объединения верующих. Она состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов - святилищ, мечетей, соборов и т. д. Для нее характерна строгая иерархическая структура, в основе которой лежит деление последователей на клир - духовенство, осуществляющее культовую практику, и паству - мирян, прихожан, т. е. рядовых последователей веры. Церковь обладает рядом специфических социальных функций, набором поощрений и наказаний, она монополизирует право толковать вероучение и определять приемлемые формы религиозной деятельности.
Православная Церковь составляется сообществом поместных Церквей -- автокефальных и автономных. Каждая автокефальная Церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) Церкви.
В православии отсутствует единая точка зрения, считать ли «латинян» еретиками, исказившими Символ веры путём самочинного позднейшего прилога, или схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами -- по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской Церкви.
Православная Церковь не приемлет и иные догматы и вероучения Католической церкви:
- догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
- учение о чистилище, которое (вопреки мнению некоторых) не есть аналог понятия о мытарствах в православии.
- догмат о телесном вознесении Божией Матери.
Православие традиционно, в принципе, признаёт правам светской власти в церковных (но не вероучительных) вопросах -- концепция симфонии духовной и светской властей; Римская Церковь ещё со времён раннего средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью.
С мая 1980 года время от времени проходят встречи Смешанной богословской православно-римско-католичнской комиссии по диалогу между поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью.
- 27. Православие в России. История православия. Церковные расколы. Ереси в православии.
- 2. Православие в россии История православия в России
- Тема 6. Православие
- Православие
- Тема 6. Православие
- Православие
- Влияние православия на русскую историю.
- Православие
- 4.Влияние православия на русскую историю.
- Православие.