logo
Казни Египетские

Призвание Моисея

Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и убил египтянина. Что же он услышал, благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся между собой братьев, он услышал слова: "Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?" Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть. И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: "Позовите его, пусть он ест хлеб" и отдал за него свою дочь Сепфору.

Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода: "И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исх.2: 24-25).

Однажды, когда Моисей пас овец, "явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста". Вот опять богоявление, говорится об "Ангеле Господне". "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает". Купина горела и не сгорала. "Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает". И в это время он услышал из среды куста голос: "Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога". И Господь, обращаясь к нему, сказал: "Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его… и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую… Хананеев, Хеттеев, Амореев, Евеев и Иевусеев. И вот уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня… Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой… Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя".

Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения, это - трость, которая превращается в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимает оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист, таким он был вчера и позавчера. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям.

Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего" (Исх.4: 18-23).

Как понять "ожесточу сердце фараона"? Для чего нужно было ожесточение сердца фараона? Чтобы утвердить народ в вере, показать, что освобождение дается не просто так. Часто такое ожесточение сердца является промыслительным и чем-то полезным, для народа Израильского.