logo
Катехизация до 1054 года

Введение

Актуальность темы и степень ее исследования:

  • В последнее десятилетие все чаще стал подниматься вопрос о необходимости изменения практики приема в Церковь новых членов, которая сложилась во время периода безбожного лихолетья. Семьдесят лет безбожного времени не могли пройти бесследно. Государственная машина, направленная на уничтожение всего, что было связано с верой, подавляла и пыталась полностью уничтожить все институты Церкви. Утеря института катехизации до принятия Святого крещения стала закономерным итогом этой безжалостной борьбы. Практика Крещения без должного оглашения стала довольно распространенной и продолжает использоваться до сих пор, т.к. в рамках церковной икономии этот вопрос был оставлен на самостоятельное рассуждение пастырей. Однако все сильнее со стороны богословов нашего времени раздаются голоса о необходимости изменения этого положения.
  • Не случайно Синодальной библейско-богословской комиссией Русской православной церкви, возглавляет которую председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), в настоящий момент активно ведется работа по подготовке нового Православного катехизиса. Владыка Иларион (Алфеев) неоднократно говорил о необходимости и важности изменения отношения к катехизации на многих богословских форумах. Авторству митрополита Илариона (Алфеева) принадлежит несколько трудов относящихся к вопросу катехизации. Среди них «Во что верят православные христиане? Катехизические беседы», «Как прийти в Церковь», «Как обрести веру», «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» и монументальный 2-х томный труд «Православие».
  • О том, как тщательно подходила Церковь к принятию в свое лоно новых членов, мы можем найти в трудах Отцов и Учителей Церкви первых веков. К сожалению, в дальнейшем подготовка к таинству крещения стала приобретать формальный характер и получила свои крайние формы в XX веке. Институт катехуменов столь важный в начале христианской эры был бесследно утерян.
  • Однако реальность требует от нас катехизаторской работы не только с кандидатами, желающими стать частью Церкви Божией, но и с теми, кто уже принял Таинство ранее без достаточной подготовки. Этих людей сейчас не так мало, и они нуждаются в настоящем воцерковлении. Все это наталкивает на мысль о крайней необходимости возрождения института катехуменов, который существовал в древней Церкви.
  • Среди наиболее значимых системных трудов, посвященных истории катехизации в жизни Церкви, следует отметить работы: «Вступление в Церковь» протоиерея Николая Афанасьева, «Катехетическая миссия Церкви» протоиерея Яна Зозуляка, «Катехуменат в истории Церкви» священника Владимира Хулапа и «История катехизации в древней церкви» диакона Павла Гаврилюка. В последнем из них наиболее полно и систематично рассматривается затронутая проблематика в период I-VII века.

    Что же касается периода после VII века, то он практически вообще не освящен. Катехизация не исчерпывается простым слушанием вероучительных истин в пределах церковной ограды. Словом «Катехизация» в широком смысле обозначается весь процесс изучения основ христианского вероучения. В этом свете для нас являются чрезвычайно важным исследовать особенности катехизации в период с VIIIв. по нач. XIв. на основании памятников церковной литературы, авторами которой являются отцы Церкви. Среди них особое место занимает творчество прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова.

    Вопрос катехизации затрагивается во многих публицистических работах, таких как: «Катехизация в истории Церкви», свящ. Владимир Хулап; «Посттрадиционное общество и катехизация. Проблемы и задачи», архим. Ианнуарий (Ивлиев); «Церковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология», протоиерей Эриксон Х. Джон; «Сколько времени нужно оглашать?» Адаменко Н.А. Особо затрагивается эта тема в работах преподавателей Московского Свято-Филаретовского православно-христианского института: священника Георгия Кочеткова, Александра Копировского, Давида Гзгзяна. Однако, что касается научно-богословской деятельности в этом направлении священника Георгия Кочеткова, то после тщательного исследования его трудов Комиссия по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова (председатель протоиерей Сергий Правдолюбов) и президиум Синодально-богословской комиссии РПЦ (председатель Митрополит Минский Филарет) пришли к заключению, что «…катехизисы священника Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы» и «В начале было Слово», а также работа «Таинственное введение в православную катехетику», содержат неправославные, двусмысленные и недопустимые по форме выражения…» и поэтому «они не должны использоваться ни для подготовки людей к принятию Таинства св. Крещения, ни при дальнейшем вхождении новокрещеных в церковную вероучительную традицию».

    Тем более важно исследовать вопрос катехизации в древней церкви, мнения святых отцов и церковную литургическую практику, для выявления правильного отношения к катехизации и ее православного наполнения.

    Цель и задачи исследования:

    Целью является раскрытие необходимости возрождения института катехуменов на современном этапе жизни церкви.

    Задачей настоящего исследования является изучение, обобщение и систематизация трудов и исследований по вопросу катехизации в древней Церкви до разделения в 1054 году.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    · Описать историю катехизации в древней Церкви на примерах произведений святых отцов;

    · Описать причины появления катехизических практик младенцев и взрослых;

    · Показать региональные отличия в катехизации;

    · Показать причины упадка катехизической практики;

    · Показать на примере катехизической традиции древней Церкви важность и целесообразность возрождения института катехизации.

    Объект и предмет исследования:

    Объектом исследования являются труды отцов и учителей древней церкви, а также современных богословов по данной проблематике.

    Предметом исследования является изучение особенностей катехизических огласительных практик в древней Церкви до момента разделения в XI веке.

    Методология и теоретические принципы исследования:

    Из специально научных методов исторического исследования автором применялись: историко-генетический (выявление причин, условий и происхождения явлений), историко-сравнительный, системно-аналитический, причинно-следственный и контекстуальный методы; исследование, изучение и систематизация критической богословской литературы, а также полемических статей и сборников, посвященных вопросам катехизации.

    Хронологические (географические) границы исследования:

    Хронологические границы исследования охватывают период с первых веков христианства до XI века.

    Основные положения, выдвигаемые на защиту:

    Обобщение исторических практик оглашения и Крещения в древней Церкви для выявления целесообразности и возможности их применения на современном этапе.

    Теоретическое и практическое применение работы:

    Настоящее исследование призвано обратить внимание на важность качественного критерия при совершении таинства крещения и принятия новых членов Церкви, опираясь на исторический опыт древней Церкви.

    С теоретической точки зрения работа может быть использована для продолжения изучения отношения к катехизации в более поздние периоды жизни Церкви, а также для составления практических сборников по катехизации.

    С практической точки зрения оно может быть применимо в повседневной пастырской деятельности для облегчения поиска ответов на возникающие вопросы при крещении новых членов церкви, чиноприеме инославных и воцерковлении уже принявших Крещение.

    катехизация апостол славянский