Введение
Актуальность темы и степень ее исследования:
Среди наиболее значимых системных трудов, посвященных истории катехизации в жизни Церкви, следует отметить работы: «Вступление в Церковь» протоиерея Николая Афанасьева, «Катехетическая миссия Церкви» протоиерея Яна Зозуляка, «Катехуменат в истории Церкви» священника Владимира Хулапа и «История катехизации в древней церкви» диакона Павла Гаврилюка. В последнем из них наиболее полно и систематично рассматривается затронутая проблематика в период I-VII века.
Что же касается периода после VII века, то он практически вообще не освящен. Катехизация не исчерпывается простым слушанием вероучительных истин в пределах церковной ограды. Словом «Катехизация» в широком смысле обозначается весь процесс изучения основ христианского вероучения. В этом свете для нас являются чрезвычайно важным исследовать особенности катехизации в период с VIIIв. по нач. XIв. на основании памятников церковной литературы, авторами которой являются отцы Церкви. Среди них особое место занимает творчество прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова.
Вопрос катехизации затрагивается во многих публицистических работах, таких как: «Катехизация в истории Церкви», свящ. Владимир Хулап; «Посттрадиционное общество и катехизация. Проблемы и задачи», архим. Ианнуарий (Ивлиев); «Церковь в современной православной мысли: Крещальная экклесиология», протоиерей Эриксон Х. Джон; «Сколько времени нужно оглашать?» Адаменко Н.А. Особо затрагивается эта тема в работах преподавателей Московского Свято-Филаретовского православно-христианского института: священника Георгия Кочеткова, Александра Копировского, Давида Гзгзяна. Однако, что касается научно-богословской деятельности в этом направлении священника Георгия Кочеткова, то после тщательного исследования его трудов Комиссия по изучению богословских изысканий священника Георгия Кочеткова (председатель протоиерей Сергий Правдолюбов) и президиум Синодально-богословской комиссии РПЦ (председатель Митрополит Минский Филарет) пришли к заключению, что «…катехизисы священника Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы» и «В начале было Слово», а также работа «Таинственное введение в православную катехетику», содержат неправославные, двусмысленные и недопустимые по форме выражения…» и поэтому «они не должны использоваться ни для подготовки людей к принятию Таинства св. Крещения, ни при дальнейшем вхождении новокрещеных в церковную вероучительную традицию».
Тем более важно исследовать вопрос катехизации в древней церкви, мнения святых отцов и церковную литургическую практику, для выявления правильного отношения к катехизации и ее православного наполнения.
Цель и задачи исследования:
Целью является раскрытие необходимости возрождения института катехуменов на современном этапе жизни церкви.
Задачей настоящего исследования является изучение, обобщение и систематизация трудов и исследований по вопросу катехизации в древней Церкви до разделения в 1054 году.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· Описать историю катехизации в древней Церкви на примерах произведений святых отцов;
· Описать причины появления катехизических практик младенцев и взрослых;
· Показать региональные отличия в катехизации;
· Показать причины упадка катехизической практики;
· Показать на примере катехизической традиции древней Церкви важность и целесообразность возрождения института катехизации.
Объект и предмет исследования:
Объектом исследования являются труды отцов и учителей древней церкви, а также современных богословов по данной проблематике.
Предметом исследования является изучение особенностей катехизических огласительных практик в древней Церкви до момента разделения в XI веке.
Методология и теоретические принципы исследования:
Из специально научных методов исторического исследования автором применялись: историко-генетический (выявление причин, условий и происхождения явлений), историко-сравнительный, системно-аналитический, причинно-следственный и контекстуальный методы; исследование, изучение и систематизация критической богословской литературы, а также полемических статей и сборников, посвященных вопросам катехизации.
Хронологические (географические) границы исследования:
Хронологические границы исследования охватывают период с первых веков христианства до XI века.
Основные положения, выдвигаемые на защиту:
Обобщение исторических практик оглашения и Крещения в древней Церкви для выявления целесообразности и возможности их применения на современном этапе.
Теоретическое и практическое применение работы:
Настоящее исследование призвано обратить внимание на важность качественного критерия при совершении таинства крещения и принятия новых членов Церкви, опираясь на исторический опыт древней Церкви.
С теоретической точки зрения работа может быть использована для продолжения изучения отношения к катехизации в более поздние периоды жизни Церкви, а также для составления практических сборников по катехизации.
С практической точки зрения оно может быть применимо в повседневной пастырской деятельности для облегчения поиска ответов на возникающие вопросы при крещении новых членов церкви, чиноприеме инославных и воцерковлении уже принявших Крещение.
катехизация апостол славянский
- Введение
- Раздел 1. Начало и формирование катехизации в первые века христианства в I - III вв
- 1.1 Первоначальный период становления катехизации. Христос и его ученики - апостолы
- 1.2 Катехизация в послеапостольский век. Мужи апостольские
- 1.3 Ипполит римский и его «Апостольское предание»
- 1.4 Александрийская школа