logo
Магия в нашей жизни

1.3 Виды магии

Существуют различные классификации магических обрядов и ритуалов. Их различают по направлению на цель действия мага ( теоретическая, бытовая, лечебная, промысловая, любовная, защитная, вредоносная, предсказательная и т.д.), по методам работы ( травничество, руническая магия, викка, мантика, друидизм, вуду и т.п.), по использованию средств для действий ( предметная, звуковая, словесная). В зависимости от общей направленности магического действа различаются две группы магии: агрессивная и защитная. По технике действия агрессивная или протрептическая магия разделяется на контактную и инициальную. Магическая сила не действует непосредственно на объект колдовства, а действие силы направляется на его заместителя, и только через него -- на сам объект. К таким относятся парциальная, имитативная (гомеопатическая, симпатическая, симильная). По технике действия в оборонительной, профилактической магии выделяют два вида: отгоняющая (апотрепеическая) и катартическая. По способу осуществления магических действий можно выделить два основных вида магических воздействий: астральная (медитативная), ритуальная (обрядовая), заклинательная, энвольтование , С использованием жертвоприношения. Виды магии по использованию силы на проведение определенных действий: собственная сила мага, маг аккумулирует энергию из окружающей среды, вампиризм, из мест силы, маг подключается к эгрегорам, стихиальная магия.

Я думаю, что некоторые виды магии стоит рассмотреть подробнее.

Симпатическая магия

Дж. Фрезер пишет « магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения.» Дж.Фрезер «Золотая ветвь», М. 1986

Гомеопатическая, или имитативная, магия.

Выслушаем замечания Джорджа Фрезера: «Этот вид магии лучше всего обозначить термином Гомеопатическая, потому что альтернативный термин- Магия Имитативная - не исключает или даже подразумевает сознательно подражающего агента, что чрезмерно сужает сферу действия Магии. Гомеопатической, или Имитативной Магией можно назвать приёмы, базирующиеся на законе подобия, пространная формулировка которого гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Из закона подобия маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путём простого подражания ему,например, нанести человеку увечья методом воздействия на его изображение - восковую фигурку, любую личную вещь фотографию, портрет... Гомеопатическая Магия основывается на связи идей по сходству» Там же.

Контагиозная Магия. Джордж Фрэзер приводит следующие данные касательно этого типа Магии: "Контагиозной магией могут быть названы приёмы, базирующиеся на законе соприкосновения, полная формулировка коего такова: вещи, раз пришедшие в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Что бы ни произошло с одной из них, то же должно произойти и с другой. На основании сего закона маг делает вывод, что всё то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Контагиозная магия основывается на связи идей по смежности".Н. Бельский развивает его слова: «Так, существует связь между человеком и его волосами, ногтями, одеждой, оставленными им следами и т.п. Согласно этому же принципу передаётся магическая сила от источника к объекту воздействия (ношение амулетов и талисманов)». Следует, однако, заметить, что человеческая энергия, подобно любой другой энергии (например, статическое электричество), перенесённая или запечатлённая на каком-либо объекте, с течением времени теряет первоначальный заряд и рассеивается, вот почему знатоки Манипулятивной Магии рекомендуют обновлять магические ингредиенты раз в год в известные дни и вот почему в Ритуальной Магии нужно не забывать «подзаряжать» талисманы.

Руническая магия

Руны - это совокупность знаков, предназначенных не только для передачи информации, но и для магических ритуалов. Интерес к рунам усилился еще с первых веков н.э., хотя истоки рунического искусства значительно древнее. Смысл самого слова «руна», его значение близко по смыслу со словом «шептание» на языках Северной Европы. Слово «run» в современном ирландском языке означает «секрет» или «решение», рунами ирландцы пользовались, для гадания и принятия решений. Но когда появилась необходимость в письменности, система рун легла в основу алфавита. Ученые имеют археологические свидетельства о связи письма и рун. Мы можем увидеть, что даже в современном русском алфавите есть 10 букв, по форме соответствующих знакам рун, а в римском алфавите таких букв 13. Помимо этого некоторые буквы в древне-латинском, римском и руническом алфавитах очень похожи между собой, тем самым доказывая нам свое общее происхождение. Руническая символика хоть и зародилась в древние времена, но к искусству руны стали причислять только в первые века н.э. На протяжении веков сменилось несколько рунических алфавитов, но наибольшее распространение получил германский вариант, «Старший Футарк», названный по первым шести буквам F,U,Th,A,R и K. Он состоит из 24 знаков и делится на три группы по восемь букв: руны Фрейи, Хагалла и Тира.

Рассмотрим некоторые свойства рун, которые находят применение в магии.

«Руна Феху олицетворяет богатство, удачу, ответственность и творческую энергию. Основная её стихия - огонь, дополнительная - земля (огонь проявляется через посредство земли). Боги-покровители этой руны - ваны, прежде всего Ньёрд, Фрейр и Фрейя. Пол Феху - женский. Энергия Феху даёт начальный импульс, вливая в мага силы, необходимые для того, чтобы приступить к операции. Эта руна заключает в себе силу огня в его творческой и созидательной ипостаси (в противовес разрушительной мощи огня). С её помощью можно черпать энергию, необходимую для той или иной операции или магического "послания". В целом, её можно считать движущей силой магической работы.

Уруз символизирует уверенную силу, решимость, настойчивость, смелость, физическое здоровье и напористость. Бог-покровитель этой руны - Тор. Сила Уруз находит применение во врачевании. Эта руна связана со стихиями огня и льда. Пол Уруз - мужской. Энергия её - сырая, грубая сила.

Райдо придаёт человеку способность властвовать и брать на себя инициативу, управлять обстоятельствами, приводить вещи в порядок и подчинять события своей воле. Она помогает магу взять текущую ситуацию под контроль. Эта руна связана с телемическим принципом "каждый человек - звезда". Каждый идёт своим путём, руководствуясь собственной волей.

Кеназ символизирует родство, обучение и преподавание, то есть поиски знания и передачу знаний из поколения в поколение. В магической практике эта руна служит для получения оккультного знания с других планов. Таким образом, Кеназ применяется для астральных и шаманских путешествий - как в высшие астральные миры, так и в шаманский нижний мир.

Йера в высшей степени благотворная руна, позволяющая изменить ситуацию к лучшему. В составе благословений и созидательных заклинаний она плавно и осторожно видоизменяет узор вирда, помогая тем, кто столкнулся с затруднениями на пути к цели или при выполнении сложной задачи. В отличие от Дагаз, которая вызывает резкие перемены и действие которой не столь продолжительно, Йера может положить начало устойчивому процессу перемен, как в течение внешних обстоятельств, так и в сознании человека.» Фрейя Асвинн. Руны и мистерии северных народов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

Как мы видим, у каждой руны есть свои значения (гадательное, магическое и буквенное). Магическое применение рун иметь два вида. Первый из них - это нанесение рун на различные предметы, которые имеют специфические функции: на оружие, на кошелек, на посуду, на зеркала, на двери и тому подобное. Второй вид рунической магии - это изготовление талисмана или амулета с руническими символами, предназначенного для достижения определенной цели магическим образом. Археологи не раз находили подобные примеры применения обоих этих видов рунической магии. Самым сложным в рунической магии - это составление рунического заклинания, некоторого магического слова, составленного из нескольких рун. Находки археологов и представляют довольно обширный материал по применению в древности рунической магии. Это использование рунических слов, составленных из стандартных комбинаций рун. Такие слова были обнаружены на многих древних предметах.

Лечебная магия

С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний.

В этой области наблюдается, пожалуй, наиболее богатый ассортимент приемов магии; здесь представлены все вообще известные ее типы, с многочисленными переходными и смешанными разновидностями. Очень показателен в этом отношении приводимый Брауном перечень средств, применяемых с лечебными целями на Андаманских островах. Эти средства довольно разнообразны. Широко применяется, например, красная охра, которая, будучи пережженной, смешивается с водой и принимается внутрь при разных болезнях или смешивается с жиром, и получаемой мазью обмазывается горло и грудь при кашле, насморке или головной боли, ухо при его заболевании и пр. Употребляется также белая глина, прикладываемая к язвам, и особая земля оливкового цвета, принимаемая с водой внутрь в качестве универсального средства. Из веществ животного происхождения андаманцы употребляют в лечебных целях пчелиный воск, которым в разогретом виде смазывается грудь больного плевритом, а также мясо и жир летучей мыши, будто бы помогающие при ревматизме, и т. д. Brown A. R. The Andaman islanders. Cambridge, 1922. P. 179-- 185.

Где же в действительности должна быть проведена грань между средствами народной медицины и приемами лечебной магии? Эта грань не должна проводиться так, чтобы отделять средства действительно полезные от средств бесполезных или вредных. Подобное деление чрезвычайно условно и изменчиво, и даже современная медицина не всегда в состоянии его провести: то средство, которое в одном случае может быть полезно для больного, в другом случае может оказаться безрезультатным или даже вредным. Подлинная граница между народной медициной и лечебной магией заключается в другом: она носит субъективный характер. Одни средства в сознании самого пациента и его окружающих воспринимаются как естественные, другие как сверхъестественные. Почти безошибочным признаком, отделяющим одно от другого, служит то, что естественные средства народной медицины рассматриваются как общедоступные, их знают и могут применять все, так сказать, в порядке самолечения; магические же сверхъестественные средства, как общее правило, составляют монополию особых профессионалов -- знахарей. Токарев С.А. - Ранние формы религии, М., 1990

В знахарской практике народов Европы распространен обычай давать больному внутрь разные снадобья, которые должны выгнать из него болезнь. Связь с рациональным приемом очищения желудка (рвотное, слабительное) тут очевидна, но средства эти применяются далеко не при одних желудочных болезнях; тут ставится, скорее, более широкая и уже, по сути, магическая цель -- при помощи особо горьких, неприятных на вкус и запах веществ выгнать болезнь из тела больного. Например, у белорусов знахари давали больному внутрь от «лихорадки» листья полыни, иногда смешанные со свежим хлебом, сушеную и толченую сердцевину подсолнуха, молодую осиновую кору, разные нарочито отвратительные на вкус снадобья, вроде водки с раздавленными клопами и пр. Все это -- приемы катартической и в то же время контактной магии. Там же

В качестве очистительных средств общеизвестное значение -- особенно у культурных народов -- получили огонь и вода. В основе здесь лежат опять-таки, конечно, вполне реальные очищающие свойства как огня, так и воды, но на этой почве и тут развилось множество суеверных обрядов и представлений. Широко распространенный обычай окуривать жилище и людей для предотвращения болезней не содержит еще в основе своей ничего суеверного. Точно так же обычай перегонять скот через огонь в случае эпизоотии вполне возможно толковать как рациональное средство народной ветеринарии. Подобных фактов немало приведено хотя бы в книге польского этнографа Станислава Цишевского Ciszewski St. Ognisko. Studyum etnologiczne. Krakow, 1903. , который, правда, объясняет эти вполне рациональные действия религиозными представлениями об «идеальной чистоте огня».

Итак, как мы видим, область магии очень обширна. На первый взгляд кажется, что магия-это лишь некий культ таинственного и непонятного, недоступного многим. Но на самом деле магия-это особый, сложный мир, который основан на вере в человеческую способность воздействовать на людей, предметы с помощью психических усилий, совершения ритуалов, изучении большого количества литературы по этой направленности, как современной, так и древней.

ГЛАВА 2. МАГИЯ С РЕЛИГИЕЙ И НАУКОЙ

Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленная ненависть. Как магия, так и религия указывают выходы из таких ситуаций и жизненных тупиков, когда действительность не позволяет человеку найти иной путь, кроме обращения к вере, ритуалу, сфере сверхъестественного. В религии эта сфера наполняется духами и душами, провидением, сверхъестественными покровителями рода и провозвестниками его тайн; в магии первобытной верой в силу о волшебстве магического заклинания. И магия и религия прямо опираются на мифологическую традицию, на атмосферу чудесного ожидания раскрытия своей чудотворной силы. И магия и религия окружены системой обрядов и табу, которая отличает их действия, от того, как ведут себя непосвященные. Но в чем же различие между магией и религией?

Магия - это наука практического творения. Магия основана на знании, но знании духовном, знании о сверхчувственном. Магические эксперименты, направленные на изучение сверхъестественного, сами по себе носят научный характер, поэтому их изложение относится по жанру к научной литературе. Проследим за различиями и сходствами магии с религией и наукой.