logo
Махаяна и хинаяна – основные направления в буддизме

Школа йогачара

Вторую школу махаяны (школу йогачара) основали два брата - Васубандху и Асанга. Они жили в IV веке на северо-западе Индии. Асанга с самого начала был последователем махаяны, а его брат Васубандху начал с хинаяны, но во время перевода текстов начал замечать недостатки этого учения. "В махаяне Васубандху нашел для себя новый источник вдохновения и вместе с братом стал ее проповедником." [1, с.130]

Братья верили, что необходимой основой для достижения просветления является ум. Йогачара считает, что весь мир явлений - продукт нашего ума, который заставляет мир казаться реальным. Поэтому йогачарины используют особую технику медитаций, чтобы достичь состояния отсутствия мыслей и тем самым избавиться от заблуждений. Васубандху разработал также новую и весьма интересную логическую систему. Он определял существующие вещи двойственно: что это такое и как оно себя проявляет, а затем давал пример, на что это похоже и на что не похоже. Васубандху всегда использовал конкретные, а не общие или абстрактные категории. Например:

1) в этом очаге есть огонь (что это такое);

2) поскольку есть дым, то есть и огонь (как это себя проявляет);

3) следовательно, это очаг для сжигания дров (на что это похоже), а не водоем (на что это не похоже). Буддийское учение понимает вещи - каждую в отдельности, а не как принадлежность некоему классу или категории. Перечень определений - это нечто временное и относительное.

Таким образом, когда мы читаем буддийские описания, они, с точки зрения жителя западного мира, кажутся сложными и запутанными, поскольку мы привыкли относить каждый предмет к какой-то группе, что помогает определить его место.

Но с точки зрения буддиста, класс, группа - это нечто не имеющее содержания, пустое, а конкретный факт - это выражение универсальной природы будды, изначально пустой.

Из учения йогачары в дальнейшем развился особый вид логической системы, известный как логика буддизма.