logo
Место человека в буддийской культурной традиции

Введение

Буддизм -- древнейшая мировая религия, роль которой и до настоящего времени остается велика в ряде стран Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Европе и Америке. Буддизм старше христианства на пять, а ислама -- на 12 столетий, но и по сей день, он представляет собой живой организм. Не одинаково значение буддизма в истории каждой страны: в одних -- буддийское мировоззрение стало на долгие столетия основой морального кодекса поведения народа, в других -- буддизм довольно скоро был вытеснен возродившимися на новой ступени древнейшими верованиями, в третьих -- он пришел совсем недавно, взяв чрезвычайно скупой набор философских положений и практик, почти отказавшись от ритуалистики.

Возможность исповедовать буддизм любому человеку без учета расы, национальности, страны, пола, заложена в самой сути религии, которая состоит в признании равенства людей, выдвижении на первое место совершенствования сознания индивида. Акцент на необходимости работы адепта с собственным сознанием для изменения его в нужном направлении является одним из основных Философских положений буддизма и отличий его от других религий.

Буддизм, появившийся в период острой социально-политической борьбы различных религиозно-философских школ, сначала представлял собой достаточно простое, стройное, органичное, передававшееся изустно учение.

С веками он оброс сложнейшими философскими концепциями, потребовавшими логических построений, введения новых понятий, терминов, для которых была развита богатейшая символика и создан громадный пантеон божеств.

Буддизм, будучи с самого начала ориентированный на все слои населения, предполагал существование двух уровней толкования: для просвещенных монахов и простолюдинов, которые различались по степени разработанности своих разделов, трактовке основных понятий и терминов, по методам доказательств и практикам. Буддизм высшего уровня представлял собой, прежде всего, философское учение в сочетании с практиками, где главное место занимали такие разделы, как догматика, логика, космология, психология.Основными методами доказательства были философские диспуты.Простолюдинам предлагалась в основном морально-этическая сторона учения, состоящая в соблюдении определенных правил поведения, совершении ритуалов, выполнении несложных практик и почитании богов.

Буддизм -- учение многоплановое, «сложное». Известный российский буддолог с мировым именем Ф. И. Щербацкой отмечал, что буддизм как никакая другая религиозная система представляется чрезвычайно трудным для ясного определения. «Мы сталкиваемся здесь со сложной терминологией, относительно которой существуют различные точки зрения и которая часто объявляется непереводимой и непонятной». Одни считают буддизм наиболее рациональным и интеллектуальным учением мира другие -- самым снисходительным ко всяческим земным слабостям, третьих поражает в нем терпимость к другим религиям и отсутствие фанатизма.

Буддизм не знал ни Бога, ни бессмертия души, ни свободы воли. Причиной более 2500-летнего существования буддизма на Земле является обращение его к реальным и постоянно актуальным вопросам для человека и человеческого сознания, возможности эволюции, допустимости восприятия человека как органичной части Космоса.