logo
Мир исламской культуры

1. Возникновение ислама

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. В городе Мекке, религиозном центре языческих племен Аравии, на главной площади стоял храм кубической формы Кааба (араб, “куб”), в наружной стене которого находилась ниша с Черным камнем. Вокруг этого камня многие арабские племена поставили скульптурные изображения богов своих родов и племен. Их насчитывалось более 300. Каждый год в одно и то же время еще до ислама арабы совершали паломничество к священному камню и своим богам. Традиция требовала, чтобы на этот период все распри, войны или кровная месть были прекращены. Уже тогда среди родовых богов упоминается имя Аллаха (араб. аль-Илах). Но как такового единства не было.

Один проповедник (ханиф) из племени курейшитов, выходец из обедневшей купеческой семьи, которого легенды часто рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки (ок. 570--632) нашел путь к единобожию. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он одновременно призывал к уничтожению идолов в Каабе, за что подвергся преследованиям и вынужден был бежать в город Ятрибу, где родилась его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда переименуют в Медину, т. е. “город пророка”. С этого времени (с 622 года) мусульмане ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда в Медине -- второе (после Каабы) место паломничества мусульман. [2]

Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 года большая часть Аравии признала власть Мухаммеда. После смерти Мухаммеда новое государство, имевшее в своей основе, как политические, так и религиозные принципы, стало называться Арабским халифатом. Все последующие завоевания под зелеными знаменами ислама велись с его позиций. Мусульмане считали, что существует как бы три территории: территория правоверных (мусульман), территория неверных (тех, кто не проповедует единобожия) и некая третья территория, на которой обитают носители других монотеистических взглядов, но не мусульмане (например, христиане). С последними, можно поддерживать сравнительно мирные отношения, но неверных следует либо обращать в исламскую религию, либо убивать.

Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории.