§ 2. Мифология народа мари
Религиозные и нравственные представления составляли духовный стержень общества. Они определяли понятия о добре и зле, утверждается идея божественного происхождения добра (порылык) Марийцы. Историко-этнографические очерки, Йошкар-Ола, 2005. С. 229..
Мифический образ Юмо, который олицетворяет светлый мир, белый свет, выступает одновременно как гарант земного счастья и благополучия людей, защитник всего живого от сил зла. Мифы объясняют причины возникшего конфликта между Юмо и первыми людьми на земле, происхождение зла, болезней вмешательством противоположного Юмо - Йын (Керемет). Под воздействием этих сил разрывается единство человека с Богом, происходит разделение мироздания на небесный мир добра и мир земной.
Марийцы верили, что несоблюдение установленных запретов, неуважительное отношение к природе и духам, также причинение природным объектам ущерба вследствие варварского их истребления, ведет к разрыву связи человека с природой и Кугу Юмо. Это может привести к болезням , эпидемии, социальной нестабильности, даже смертью.
В познании языческого мира можно прибегнуть к мифу «Юмын ?дыр» (Дочь Бога). С появлением зелени на Земле Бог спускает свою дочь пасти скот. Около родника она встречает земного парня. Они полюбили друг друга, но разное положение не позволяет им соединиться. И она предлагает ему выкрасть ее, оставив на месте встречи на дереве платок. Время, когда это произошло, совпадало с цветением хлеба, в старину устраивали свадьбы в этот период. Из-за того, что человек выкрал дочь Бога, он посылает на землю неурожай, голод, смерть. Через три года молодые с ребенком явились к отцу. Бог-отец раздобрел, простил их.
Миф показывает деление мира на добро и зло. Идеалом добра был Бог на небе, а началом зла стал Керемет, младший брат Бога и спущенный Им на землю за его прегрешения. Керемет был завистливым, убил нареченного сына Бога и тело бросил на землю. На местах падения праха выросли березы и дубы (поэтому мольбища располагались в березовых рощах) Юадаров К.Г. Вера предков: язычество. Йошкар-Ола, 2007. С. 12-13..
Керемет в отличие от других духов нередко воспринимался в виде птицы, животного или в человеческом облике Марийцы. Историко-этнографические очерки, Йошкар-Ола, 2005. С. 216... Кереметам молились в специально отведенных рощах. Культ керемета выполнял важную роль в социальной регуляции и интеграции общества. Луговые и горные марийцы в начале XX в. под влиянием православного духовенства стали считать керемета олицетворением злой силы, причиняющей беды и несчастия.
- Введение
- Глава I. Политико-религиозная ситуация в Марийском крае (середина XVI - начало XXI вв.)
- §1. Дореволюционный период
- §2. Послереволюционный период
- Глава II. Мировоззренческие основы традиционной религии мари
- §1. Культы традиционной марийской религии
- § 2. Мифология народа мари
- § 3. Языческий пантеон марийцев
- Глава III. Язычество как часть традиционной религии мари
- § 1. Жертвоприношения
- § 3. Современное состояние традиционной марийской религии
- Заключение
- Глава II. Мировоззренческие основы традиционной религии мари §1. Культы традиционной марийской религии.
- ГлаваIii. Язычество как часть традиционной религии мари § 1. Жертвоприношения
- 11. Социально-исторические и мировоззренческие основания философии эпохи Просвещения.
- 44. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства.
- 1.2. Религия как одна из мировоззренческих характеристик современной молодёжи
- Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- Духовная культура и традиционные верования
- Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1695-1778)