logo
Богатство и многообразие религии кельтского народа

1. Общая характеристика кельтского народа и их роль в общемировой истории

Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов, Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения -- Галлия. Кельтов, проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами.

Само название «кельты» принято считать персидским, так назывался в Передней и Средней Азии топор периода бронзового века со втулкой, перпендикулярной к лезвию. Его схожие образцы обнаружены на всех территориях расселения индоевропейских племён. Первые упоминания о таких формах каменных топоров относятся к кельтиминарской культуре Приаралья в эпоху неолита и энеолита - IV-III тыс. до н.э. Кельтская, 2002: 6.

О кельтах известно гораздо меньше, чем о греках или римлянах, хотя они тоже создали великую и своеобразную цивилизацию. В отличие от римлян они не заботились о создании обширной империи, продолжая жить по законам родоплеменного общества, и поэтому не оказали сколько-нибудь заметного влияния на другие народы.

Серьёзной проблемой, с которой сталкиваются ученные, изучающее кельтов, является полное отсутствие текстов по истории и литературе, записанных непосредственно в ту эпоху. Известно, что у кельтов существовала письменность, но создается впечатление, что они ею не пользовались. Можно лишь предполагать, что эта странная особенность была составной частью их социальной и религиозной культуры и что друиды, или жрецы, наложили на весь народ своего рода табу, запрещающее записывать, что бы то ни было.

Поэтому наследие кельтов дошло до нас исключительно в устной традиции. Их культура невероятно богата волшебными легендами и преданиями, которые веками передавались из уста в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как впрочем, и сами кельтские имена и названия. И лишь в сравнительно недавнее время знания о кельтах существенно пополнились благодаря археологическим раскопкам. И артефакты, найденные в таких раскопках, поведали об образе жизни кельтов гораздо больше, чем уцелевшие письменные источники Кельтская, 2002: 7.

Так как у кельтов бытовало поверье, что после смерти человек просто-напросто отправляется путешествовать в потусторонний мир, в их захоронениях были найдены не только останки умерших, но и множество бытовых вещей, которыми покойные пользовались в земной жизни и которые, как считалось, понадобятся им в царстве смерти. Эти находки, к числу которых относятся повозки, телеги, даже лошади, а также всевозможные тарелки и блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, позволили ученным полнее и глубже понять быт и нравы кельтов и доказали, что сами кельты отнюдь не были таким примитивным народом, как полагали многие Кельтская, 2002: 8.

Первое упоминание о кельтах относится к 9 веку до н.э., ко времени их переселения с востока. Они заняли и расселились на территории Галлии, Иберийского полуострова, северной Италии, на Балканах, Малой Азии, Британии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии.

Вплоть до 5 века до н.э. на территории современной Италии, Германии, Франции и Швейцарии они грабили города находившиеся поблизости от их временных поселений. На высоте своего могущества территория "кельтской империи" простиралась от Британских островов до Турции, а в итоге сократилась до Латинских и Германских племен. Из античных свидетельств известно, что в 390 г. до н.э. кельтские племена (римляне называли их галлами) осадили и разграбили Рим, а в 289 г. до н.э. разрушили Дельфы и даже продвинулись на Ближний Восток.

На первый взгляд довольно странно, почему такое широкое распространение кельтов не сопровождалось образованием у них развитой государственности, что было характерно для Греции, Рима и многих стран Востока. Но кельты никогда не стремились создать мощное военное государство с укрепленными границами и развитой системой колоний, подобное Римской империи. Более того, их военные походы лишь с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра. Кельтское могущество подкреплялось не крепостными валами, дворцами и храмами с высокими стенами и не укрепленными бастионами. Эта цивилизация была не столько материальной, сколько духовной и опиралась, прежде всего, на развитую культуру, объединявшую племена, разбросанные на весьма обширных территориях. Археологи находят сходные изображения древних кельтских богов, одинаковые атрибуты культа (жезлы, котлы, фигурки животных), детали вооружения, украшенные одним и тем же традиционным орнаментом-плетенкой, на территории Франции, Дании, Ирландии, в Пиринеях и на Балканах - всюду, где когда-либо жили кельты. Эти многочисленные находки говорят о том, что у кельтских племен, несомненно, имелся общий развитый религиозный культ, опирающийся на единую мифологическую систему, космогонические представления (т.е. представления о происхождении мира) и сложный пантеон богов Жюбенвилль: 2003, 54-55.

Всюду, где ступала нога кельтов, ими возводились “оппидиумы”, служившие видимым свидетельством могущества и власти кельтов. Вокруг центров кельты строили укрепленные усадьбы военной аристократии, поселки, по древней индоевропейской традиции именовавшиеся “виками”, и святилища, высившиеся на скрытых лесами вершинах. Основная масса кельтов жила в плодородных речных долинах и холмистых местностях. Оригинальный вид имели их дома: круглые, с конической крышей, поддерживаемой центральным столбом, у основания которого располагался очаг, а дым выходил через дыру, проделанную в крыше. Вдоль стен шли ряды деревянных полатей, иногда в два яруса. Вокруг дома располагался двор, окруженный плетнем. Кельты создали новый вид одежды - длинные и довольно широкие штаны. Вместе со штанами они носили кафтаны, и плащи из овечьей шерсти. Женщины одевались в длинные платья, накинув сверху передник. Волосы они заплетали в две косы. Национальным цветом был зеленый, предпочитались также голубой и красный (у знати - пурпурный). Одежда друидов, однако, делалась из белого некрашеного холста. Их атрибутами были венок из дубовых листьев или белый колпак, заканчивающийся шерстяной кистью, а также скипетр. Любимым оружием кельтов были топоры и мечи. Кроме того, применялись копья, дротики, лук со стрелами. Боевые знаки имели изображение кабана. К защитному вооружению относились щиты, панцири и шлемы. Обладавшие для своего времени высокой ремесленной культурой, кельты оказали сильное влияние на соседние "варварские" народы, которые заимствовали у них оружие, украшения, керамические изделия. Такие привычные орудия, как плужные лемехи, косы, пилы, молотки, клещи, сверла, ножницы, дверные замки и ключи, - также были созданы кельтами.

Отдельные провинции кельты объединяли рукотворными дорогами. На перекрестиях сухопутных и речных дорог развивались рынки. Кельты были искусными металлургами и едва ли не всюду в Европе, а особенно в местах, где наиболее доступно необходимое сырье, дымили трубы металлургических горнов. Впоследствии римляне и германцы во многом пожали труды кельтов, оперевшись на густую сеть кельтских дорог, крепостей и опыт в развитии ряда ремесел и широкой континентальной торговли Жюбенвилль: 2003, 60-62.

Если на заре своего владычества кельты, в лучшем случае скрывавшие могучие тела холщовой рубахой, были неустрашимыми воинами и не было на континенте силы, способной противостоять им в открытом сражении, но оказавшись крупнейшими в Европе землевладельцами и скрыв тела металлическими доспехами и панцирями, кельты стали сверх меры дорожить материальным достатком и начали любыми путями избегать сражений с агрессивными соседями. В результате римляне и германцы в течение нескольких столетий отняли у кельтов едва ли не все их достояние и в первую очередь власть над обширными земельными угодьями в центре и на западе Европы. Оплот кельтской материальной, языковой и духовной культуры с континента переместился на острова британского архипелага и в первую очередь в Ирландию, в Уэллс, Шотландию и на полуостров Бретань на западе Франции.

Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён - бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами.

Пришедшие на острова в V - VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов.

Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтские традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки - кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан.

Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы - по-французски) Жюбенвилль: 2003, 120-123.