1.1.3 Борьба за образ Христа
Очень много споров об Иисусе Христе. Существуют две школы, которые изучали образ Христа. Это мифологическая и историческая школы.
Мифологическое направление (ее представители: Ш. Дюпюи, К. Вольней, А. Древе и другие) полностью отрицало реальность Иисуса Христа, как исторической личности и рассматривало его как факт мифологии.
Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событиях, не содержат реальной исторической основы. В Иисусе видели олицетворение то солнечного или лунного божества, то ветхозаветного Яхве. Исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Образ Иисуса Христа, по мнению приверженцев мифологической школы, постепенно эволюционировал от первоначального образа чистого божества к более позднему образу богочеловека.
Мифологическая школа считала одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения вне палестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, неточностей, разночтений.
Заслуга мифологистов заключается в том, что им удалось рассмотреть образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и показать его зависимость от предшествующего мифологического развития.
Историческая школа (ее представители: Г. Реймарус, Э. Ренан, Ф. Бауэр и другие) считала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу. Иисуса Христа считает реальной личностью, проповедником новой религии.
Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37-после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией.
Сторонники этого направления ставили задачу освободить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей мифологической обработки.
ОПонтии Пилате сказано следующее: "В то время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики, любившие его, остались ему верными... от него ведут свое название христиане, секта которых с тех пор не прекращается...". В 1971 году в Египте был найден арабский текст "Древностей". Он дает все основания предполагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
Значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, которые относятся к первым векам христианства, внесли представители и мифологической, и исторической школы.
Мнение представителей исторической школы в последние годы разделяют большинство религиоведов.
- Введение
- 1. Глава Возникновение Мифологической школы
- 1.1 Мифологическая школа
- 1.1.1 Советская мифологическая школа
- 1.1.2 В художественной литературе и публицистике
- 1.1.3 Борьба за образ Христа
- 1.2 Биографии основных представителей Мифологической школы
- 1.3 Произведения Жозефа Эрнеста Ренана
- 1.3.1 Русские переводы
- 1.3.2 Цитаты Жозефа Ренана
- 15. Фольклорные школы 19 века (мифологическая, историческая, школа заимствования)
- 12. Исторические знания античной философии.
- 61. Исторические взгляды Эрнеста Ренана
- Этапы развития философии истории Античность
- 50. Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении.
- Тема 11. Историческая школа Германии
- Эрнест Ренан
- "Мифологическая школа" протестантов.