Особенности отношения человека и абсолюта в религиозной системе иудаизма (на материале анализа текста "Тора. Книга Бытия")

курсовая работа

1. «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

В этом параграфе мы рассматриваем основные термины, которые потребуются нам для дальнейшего исследования.

В мире существует большое количество религиозных систем. Все они предполагают несовершенство и неполноту человека по отношению к Абсолюту - совершенному эталону, к которому необходимо стремиться человеку для своего спасения и духовного развития.

1.1 Понятие «религия»

Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие «религия», т.к. оно является объединяющим все остальные понятия, рассматриваемые в данной главе.

Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [46, с. 1085].

А.А. Грицанов определяет религию как мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, божества. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным средоточием всего существующего, главной святыней).

Религия (лат. Religio - восстановление или воспроизводство лиги, связи) определяется как стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические, космоцентрические. Религия во всех ее вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь с Абсолютом: а) эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем она прервалась, и теперь ее восстанавливают; б) эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а затем, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную; в) эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей. Все религии так или иначе исходят из идеи неполноты и несовершенства человека и предлагают пути нашего совершенствования, восхождения к высшей целостности и спасения. Религия - одна из необходимых форм постижения единства мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых ими конечных смыслах универсума, жизни и совершенствования общества и индивида [44, с. 738].

Таким образом, религия - это то, что помогает конечному человеку в его стремлении соединиться с бесконечным Абсолютом. Религия основывается на идее несовершенства человека по сравнению с Абсолютом и дальнейшее совершенствования души по примеру эталона - Абсолюта.

1.2 Понятие «Абсолют»

Центральным понятием любой религии является Абсолют (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный, совершенный; absolutum - свободный, непривязанный, сам себе создающий место) - одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство. Под безусловным понимается то, что не нуждается для своего бытия и действия ни в каких условиях или причинах. Абсолют мыслится как: а) творческое первоначало всего сущего; б) противоположное всякому обусловленному существованию; в) единое, непрерывное и бесконечное.

Абсолют - понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Для Гегеля высшее определение Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своем развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершенности в самосознании. Ведущее значение категория Абсолюта приобрела у Брэдли и др. сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих ее с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностный характер Абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь ее «основой» или «предпосылкой».

Можно сказать, что Абсолют - это духовное первоначало всего сущего, основа мира, Абсолютный Дух, нечто совершенное, неограниченное, бесконечное; некий идеал, противопоставляющийся всему конечному, несовершенному. Это что-то, являющееся ничем и всем одновременно, ничем, т.к. не имеет формы, его нельзя увидеть, потрогать, всем же потому, что от Абсолюта, как от творящего начала происходит все окружающее нас. Во многих религиях Абсолют проявляется в виде Бога.

Бог (от общеарийского «баха» - благо, одарение, наделение) - Абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных «я» и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всемогущее и всепроникающее, всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира. В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего Полнотой Бытия, Совершенством, Истиной (Естиной). Вместе с тем Писания представляют Бога не только как Абсолютную Личность в явленности Себе или избранным людям, но и как Творца мира и человека - в Его действовании и управлении (Бог - Творец мира, Спаситель и Судья).

По Гегелю Бог 1. абсолютно свят, так как он есть внутри себя совершенно всеобщая сущность. Он есть 2. абсолютное могущество, так как он осуществляет всеобщее и во всеобщем сохраняет единичное, т.е. является вечным творцом Вселенной. Он есть 3. мудрость, так как его могущество - только святое могущество, 4. доброта, так как единичное в своей действительности получает ль него полную свободу действий и 5 справедливость, так как он вечно возвращает единичное ко всеобщему.

Бог - это проявление Абсолюта во всех религиях. Это высшее духовное существо, не требующее для своего существования никаких условий. Бог не определенного имеет материального и телесного воплощения, существует вне времени и вне пространства. Бог - создатель всего мира, всего живого на земле. Он обладает высочайшим разумом. Бог является объектом поклонения, притяжения неразумных людей. В религиозных верованиях, имеющих объектом поклонения нескольких богов, в каждом из богов проявляется Абсолют. Бог отличается от Абсолюта тем, что всегда имеет предельную форму. Бог - это всегда личность. Он имеет определенные качества, характеристики. Но речь идет о бесконечном, а не о конечном, тленном. Бог понимается как высшая личность, выше всех недостатков.

Как было отмечено, по отношению к Абсолюту и Богу применяют качество бесконечности.

Связь абсолютного и относительного понимается по-разному, в зависимости от трактовок их пространственно-временного существования и характера взаимопроникновения. При истолковании абсолютного как уже реализованной бесконечности и достигнутого чистого совершенства оно описывается как самодовлеющая сущность, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место (абсолютное пространство, эфир); тогда абсолютное самозаконно (автономно), трансцендентно, непостижимо и всецело противоположно миру отношений. Соответственно, мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов абсолютного, описываются в духе релятивизма.

По А.А. Грицанову, абсолютное и относительное - противоположные по смыслу сопряженные философские категории. Абсолютное - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобъемлющее. Относительное (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств, и, следовательно, изменчивое; обуславливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном и т.д.

Бог - это проявление Абсолюта, а, значит, он является совершенным, неограниченным, бесконечным, т.е. абсолютным началом. Относительное - противоположное абсолютному - начало представляет собой человек - несовершенный, конечный, несвободный (т.е. привязанный к земле, вынужденный здесь жить).

Таким образом, Абсолют - это творческое первоначало всего сущего, единое, непрерывное и бесконечное. Это нечто нематериальное, не имеющее конкретной формы. Он находится вне времени, вне пространства.

1.3 Понятие «человек»

Понятие «человек» рассматривалось неоднократно. Множество исследователей определяют в человеке единство таких основных модусов, как тело, душа и Дух. Тело здесь рассматривается и как элемент природы (биологические особенности), и как чувственная составляющая (смех, слезы и т.д.). Душа может пониматься как жизненный центр тела, а также как нечто индивидуализирующее человека в обществе. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности».

Человек - фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и Дух.

Человек является самым совершенным существом на Земле. Только человек способен на осуществление связи с Абсолютным началом. Но эта связь может возникнуть лишь с человеком, который пребывает в единстве трех его составляющих - телесной оболочки, души и Духа.

1.4 Понятие «отношение»

Отношение - философская категория, характеризующая взаимосвязь элементов определенной системы. Диалектический материализм исходит из того, что отношение носит объективный и универсальный характер. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения, которые находятся в бесконечных связях с другими вещами и свойствами. Отношение может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Таким образом, свойства определяются отношением, последнее включает в себя проявление свойств.

Отношение - это взаимоотнесение, сближение, приобщение двух предметов друг к другу. Отношение имеется между абсолютным и относительным, а, значит, между Богом и человеком верующим.

Связь - взаимообусловленное существование явлений, разделенных в пространстве или во времени.

Связь - средство приобщения предметов друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия много в едином.

В религии осуществляется восстановление той связи между человеком и Абсолютом, которая в следствие каких-то причин теряется между ними. Являясь несовершенным, человек стремится к отношению с Абсолютом.

Выводы Параграфа

Рассмотрев основные теоретические понятия, универсальные в своем роде для любой религии, мы смогли создать картину религиозной системы с ее элементами и способами их взаимодействия.

Основополагающими элементами для любой религиозной системы являются элементы «Абсолют» и «Человек». С одной стороны, понятия являются противопоставленными друг другу: Абсолют наделяется качествами бесконечности, идеальности и первоначальности, он является первоосновой. Человек по отношению к Абсолюту относителен, конечен, неидеален и условен. Несовершенный человек стремится вернуться к совершенному Абсолюту, восстановить связь. Основой, способом восстановления связи служит религия.

Делись добром ;)