logo
Отображение Божьего образа в женщине

1.1 Откровение о Боге и Его характере через мужскую и женскую сущность Его образа

«Познать себя, не зная своего происхождения -- невозможно» Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия. [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия АЗБУКА ВЕРЫ". - 2004. - URL: http://azbyka.ru/dictionary/01/kuraev_muzhchina_i_zhenschina_v_knige_by(дата обращения: 14.02..2011).

Священное Писание впервые указывает нам на замысел Божий, говоря нам об образе Божьем, по которому создается человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие 1:26).

В Священном Писании мы видим желание Бога открыть нам Себя, образ Своего бытия, характера и целей, чтобы через понимание Его образа мы осознали себя.

«Образ, по которому был создан человек, ... есть достояние Откровения. Господу было угодно открыть одну из тайн бытия человеку. Человек должен знать, что он появился не как-нибудь, не случайно, а в результате дарования Богом Своего образа Своему творению» Лоргус А. Православная антропология. Курс лекций. Вып. 1. - М.: Граф-Пресс, 2003. с.166-185.

В Священном Писании говорится: «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Здесь использовано еврейское слово M]l]u Лауден,Эдна и Лиора Вайнбах. Super Словарь иврит-русский-английский около 50000 слов. - Израиль, Тель Авив: Израильский фонд культуры и просвещения в диаспоре «Аэриэль». - С. 594, а в греческом переводе слово eikw/n Баркли М. Ньюман, Греческо-русский словарь Нового Завета Русский превод и редактирование Кузнецовой. М.:Российсокое Библейское общество, 2006. Оба слова имеют значение: образ, тень, изображение, изваяние, вид, облик. Это слово встречается в Писании (см. Приложение 1) в 26 стихах 27 раз Программное обеспечение. Bushell, Michael S. и Michael D. Tan. BibleWorks. Версия 6.0.005у [Windows 98/XP Release]. Norfolk, Virginia: BibleWorks, LLC, 2003. в случаях когда:

- указывает на связь между образом Бога и образом человека, например: «и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Колосянам.3:10). Подобное использование термина встречается в 12 стихах Писания.

- указывает на образ змея, изваяние, изображение идолов: «дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» (Второзаконие 4:16). Слово, используемое в этом смысле, встречается в 14 стихах Писания.

Само слово «образ» несет в себе следующее смысловое значение Ожегов С . Образ. Большой Энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс] // Толковые словари и Энциклопедии. - URL: http://www.edudic.ru/oje (дата обращения: 02.03.2011):

живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь, отражающее:

характер, тип, облик, вид, порядок, действие, направление, способ, форму и результат конкретного индивидуального явления. Слово «подобие» t+wm_=d Лауден,Эдна. Super Словарь .- С. 85. означает нечто похожее, но не идентичное тому, что оно олицетворяет. Нашей задачей не является определение разницы между словами «образ» и «подобие», используемыми в Библии. Наша задача - показать, что человек подобен Богу и во многом отображает Его свойства.

Исследование Писания богословами отмечает, что Бог открывается нам через естественные и духовные проявления и действия. Более наглядное отображение Его образа в человеке проявляется через Личностные Свойства Бога, такие как: проявление характера, способности мыслить, иметь мораль, интеллект, творческие способности, проявлять власть и любовь, иметь гамму чувств и бессмертие Систематическое Богословие. Сотворение Вселенной и человечества / под.ред. Стенли Хортона. - Спрингфилд, США: Life Publishers International, 1999. - C. 326-327. Следует отметить, что образ Бога - не есть физическое подобие, т.к. «Бог есть дух ...» (Иоанна 4:24).

В следующем стихе (Бытие 1:27): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» - слово «по образу» повторяется снова и уже дважды. Известно, что при толковании Священного Писания повтор «таких же или похожих слов, словосочетаний, фраз или элементов» позволяет нам определить основную идею книги или даже замысла всего произведения в целом Цуцеров А.И. Подходы к толкованию / Методическое пособие . - М.: Московская Семинария евангельских христиан, 2008. - с. 5-6. Господь обращает наше особое внимание на то, что в основе сотворения человека лежит Его образ, который отобразился как в мужчине, так и в женщине.

Бог заявляет о Себе как о личности, отображающей Его черты характера, которые мы бы отнесли или к мужским или к женским особенностям в зависимости от обстоятельств и дел, которые Он совершает. Об этом говорит нам Его имя, которое Он дал Себе: «Я есмь Сущий» (Исход 3:14) Эриксон М. Христианское богословие / пер. англ. Б.А. Скороходов.- Редактор Ю.А. Цыганков. - СПб.: Библия для всех, 1999.- С.228, или Яхве ( hwhy- ед. ч. иврит, тетраграмматон, принято читать как «Адонай») - «СУЩИЙ, КОТОРЫЙ ПРЕБЫВАЕТ ВЕЧНО!». Буквально это Имя переводится «Я Буду Тем, Кем Я Буду» или «Я Буду Тем, Кто нужен сейчас» Пятикнижье и Гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино» / сост.Раввин, д-р Й Герц. - М.: Гешарим, 1999. - С. .280 .

В еврейском языке слово, которое переводится как «имя», означает признак или отличительную особенность. В библейском понимании «имя» указывает на качество, на саму сущность предмета, места или личности Большой библейский словарь. Имена Бога. / под. ред. У. Элуэлла, Ф. Камфорта. - СПб. : Библия для всех, 2005. - С. 796..

Традиционно христианское учение о Троице ссылается на Имя Бога «Элохим» (Myihfl%a - мн. ч., иврит) -- Всесильный, которое первое из Его имен встречаемся в Писании (Бытие 1:1) и единственное во множественном числе. Сочетание «Myihfl%a ar=b - сотворил Бог» с глаголом «бара» (ar=b Пятикнижье и Гафтарот. - С.7 -- ед.ч., иврит, слово используется в Торе только для описания Божественного акта творения) -- сотворил, в единственном числе , считается именем Творца и указывает на то, что Бог один в трех ипостасях. Троица -- единство в разных, но равных по значению ипостасях одного Бога. Новый Библейский комментарий: В 3ч. Ч.1. Ветхий Завет . Книга Бытие -- Книга Иова / Пер. с анг. - СПб.: Мирт, 2000. - С.88 Именно это сочетание слов «Myihfl%a ar=b» мы встречаем в Писании, когда говорится о сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Бог, Который есть ЛЮБОВЬ (1Иоанна 4:8) - это взаимоотношения между личностями Бога друг с другом, это общение внутри Троицы. Господь трижды употребляет слово «ar=b» - сотворил, вкладывая в человека от каждой Его ипостаси. Человек, сотворенный по образу Божию, не одинок. Он несет в себе образ Троицы. Мужчина и женщина, в общении друг с другом и в Божьем присутствии любви призваны, подобно Творцу, созидать землю и наполнять ее Токарев А.М. Толкование Ветхого Завета // Лекции [Электронный ресурс], аудиозапись. - М.: Московская Семинария евангельских христиан, 2010. - (дата обращения 25.03.2011).

Особенно ярко отражает сущность мужской и женской природы Бога Его имя Эл Шаддай Новый Библейский комментарий. - С.355 - (l[a y=dVv -- иврит) Бог Всемогущий, самодостаточный, правящий и обладающий абсолютной властью над жизнью всего творения. Это Имя впервые встречается в книге Бытие 17:1-8. Авраму было 99 лет, и Бог устанавливает между им и Собой Свой Завет. Авраам получил новое имя, объявлен отцом множества народов, и Бог дает ему и потомкам его землю Хананейскую во владение вечное. Слово «Шадд» означает «грудь» или «дарующий». Эл Шаддай -- Бог, дарующий благословения материальные и духовные. Ничто, кроме материнской груди не может дать благословение, пищу младенцу - силу жизни. Богом даны человеку те качества, желания и полномочия, которые призваны давать жизнь на земле, заботиться, оберегать и наставлять потомство до определенного времени. Бог, в котором заложена изначальная и вечная любовь Отца и Матери, дает человеку функцию родителей: отца и матери. Материнская функция - давать жизнь и вскармливать младенца. Отцовская функция - обеспечивать и защищать мать и младенца. Каждый человек призван выполнить свою родительскую функцию, отца или матери в безусловной любви и принятии детей, как «Бог, в Коем сливаются воедино мужское и женское начало, материнство и отечество» безусловно принимает и любит каждого из нас Нувен Генри. Возвращение блудного сына / Пер. англ. О. Корнеев, Э. Янзина. - М.:Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2002. - С.118 .

Бог (hwhy) «Сущий» Кей Артур. Имена Бога. - Кишинев: Библейский колледж «Хурул», 1996. - С. 45 - 49с. показывает Себя и говорит Моисею о Себе, о Своем характере, о Его отношении к человеку: «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть -- пожалею» (Исход 33:19).

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех ...» (Исход 34:6,7). Бог, создавший человека по Своему образу, мужчину и женщину, был с ними в Эдемском саду и учил их личностным отношениям, ходя в раю во время прохлады дня (Бытие 3:8). Его характер, Его облик сквозь века учит через Писание, кто мы есть по отношению к окружающему миру и друг ко другу. Любовь возведена Богом в степень закона жизни человека на земле: «Иисус сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37-39). Мы нуждаемся друг в друге так же, как нуждаемся в Нем, в Его присутствии, в милости, в заботе, в терпении, в прощении, в помощи, в защите и прочих проявлениях любви, без которых невозможно жить.

Итак, в этом разделе, для понимания утверждения того, что человек, мужчина и женщина, создан по образу Божьему было рассмотрено значение слова «образ». Смысл этого слова включает в себя характер, облик, действие, направление и результат существования личности и используется при сравнении человека с Богом или в отношениях человека с идолами. Мы обратили внимание, что Бог многократно указывает на факт сотворения человека по Своему образу, и это говорит о том, что человек подобен Богу и во многом отображает Его свойства. При рассмотрении Личностных качеств Божьего характера через имена Бога и Его действия, которые описаны в Библии, мы отметили, что Бог проявляет Свою заботу о творении, подобно как Владыка, обеспечивающий безопасность и как оберегающий и наставляющий Отец. С другой стороны, Бог, подобно матери, дает жизнь всему сотворенному, дает всему силу расти, обеспечивая всем необходимым. Рассматривая Писание, мы обратили внимание на то, что одно из имен Бога «Элохим» стоит во множественном числе, и согласно толкованию некоторых христианских богословов, указывает на то, что Он Сам в Себе не одинок: Он есть Троица, живущий в общении и творящий в любви. Бог в единстве и согласии Трех Своих Ипостасей: Отца и Сына и Духа Святого - являет нам любовь, которая проявляется в Его милости и заботе, терпении и прощении, помощи и защите, без которой существование Его творения невозможно. Именно в этом мы узнаем проявление мужской и женской стороны Его сущности. Именно этот образ, подобный образу Божьему, мужчина и женщина, в присутствии Божьей любви призваны являть на земле все величие замысла Божьего для человека.