logo
Понятие иконографии и догмат иконопочитания

Раннехристианские символические изображения Христа

Историю формирование догмата иконопочитания следует начать с описания раннехристианских изображений Христа. Они были иносказательными, не прямым, символичными (1,2,4,5, 7,9,10,12,14).

Эти изображения соответствовали словам Ветхого Завета о недопустимости прямого изображения Бога. Уже в этих изображениях заложено догматическое учение Церкви о Христе и таинствах (1,2,4,5, 7,9,10,12,14).

Ранние изображения не были натуралистическим искусством, свойственным той эпохе. Новое мировоззрение диктовало и новое изображение. Через искусство христиане пытались передать не только физически видимое, но прежде всего, невидимое, т. е. духовное содержание изображаемого. Раннехристианское искусство отличается от античного не столько формой, сколько содержанием. Оно призвано отражать горний мир. И это становится его основным содержанием, диктующим и иную форму (10,14).

На ранних этапах Церковь заимствует образы Бога из Ветхого Завета: Пастырь Добрый, виноградная лоза, Агнец Божий, Рыба.

Пастырь Добрый это образ из Ветхого Завета, в котором люди Израиля представлялись в виде стада овец, которых пасет Пастырь добрый, т е Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: «Аз есмь Пастырь добрый» (евангелие от Иоанна). В этом изображении заложена богословская духовная основа: пастырь - Бог, несет на себе овцу - падшая природа человека, которую нужно спасти (умереть на кресте) и только такой симбиоз возможен стал посредством смерти Христа (2,10).

Виноградная лоза в изображении взято из слов Христа - я есть лоза, а вы из меня происходите. Иносказательно лоза изображает Христа и Его Церковь. Так же виноградная лоза указывает на самое главное Таинство Христианской церкви - на таинство Евхаристии. Именно ради этого и собираются христиане вместе в церкви, чтобы принять в себя кровь и тело Христа (в этом заключен смысл таинства). Кровь Христа - это вино. Вино - это виноград. Птицы, клюющие виноград, это люди, вкушающие кровь Христову (2,10).

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба. Почему именно рыба? Потому что к рыбе очень часто прибегает Христос, о чем и говорится в Евангелии. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы, им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцами человеков» (сравнение с ловцами рыбы). Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага. Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника и обращенного, вполне понятны. Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба -- Ichthus. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими. В рыбе раннехристианская Церковь изобразила свою веру в Божественное происхождение Иисуса Христа (2,10).

Другим Ветхозаветным образом наравне с Пастырем Добрым является агнец. Агнец - символ еврейской пасхи. Агнец - это безгрешное животное. Его народ Израиля приносил в жертву. Смерть Христа так же жертвенна. Он принес жертву за всех людей. И в этом аналогия изображения Христа как Агнца (2,10).