Понятие иконографии и догмат иконопочитания

реферат

Противники прямого изображения Бога и их взгляды

Первым противником прямого изображения Христа был Ориген. Он считал, что нельзя изобразить подлинный образ Христа. Он основывал свой отказ от прямого изображение тем, что иконой может быть только предмет, тождественный изобразуемому. Если же тождества нет, то и образа быть не может. Следовательно, изображение, сделанное художником, не может быть иконой Христовой. Еще далеко до учения о сущностях и энергиях Бога. Пока руководствуются прямыми словами "Бога никто никогда не видел" (Послании Иоанна (4:12), апостол Павел уточняет, что видеть Его невозможно (1Тим.6:16). Так же приводятся слова Ветхого Завета: "Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исход (33:20-23). (2,10,11, 14).

Одним из противников почитания прямого образа Бога являлся Евсевий Кессарийский (ок. 264-340 гг.). Констанция, сестра Константина Великого, как то просила Евсевия прислать ей изображение Спасителя, на что тот ей послал предосудительное письмо: «так как ты писала относительно какой-то будто бы Христовой иконы и желала, чтобы я прислал тебе такую икону, то какую же икону разумеешь ты, которую называешь Христовой? Истинную ли и неизменяемую и заключающую в себе сущность Божества, или же представляющую то естество Его, которое Он воспринял ради нас, облекшись плотью, как бы одеждою рабского вида? Кто же в состоянии изобразить мертвыми и бездушными красками и тенями издающий сияние и испускающий блистательные лучи, блеск славы и достоинства Его? Даже избранные ученики Его не могли взирать на Него на горе. Конечно, ты ищешь икону, изображающую Его в образе раба и во плоти, которою облекся ради нас; но мы научены, что и она (плоть) растворена славою Божества, и смертное поглощено жизнью». Евсевий говорит о невозможности и недопустимости прямого изображения Христа. Символическое изображение Христа Евсевием не отрицается. Он, как и Ориген, задается вопросом, какого Христа хочет видеть Констанция и в принципе почитатели икон? Они желают Земной Образ Христа или Его Образ после Его Воскресения? Если Земной, то он запрещен Ветхим Заветом. Если после Воскресения, то он невозможен (10, 14).

Епифаний Кипрский еще один противник иконопочитания (IV - V век). Он разорвал встреченную им в одном селе Аноблате завесу с изображением человека -- Христа или Святого, признавая это противным Писанию (10,11,14).

Севир Антиохийский (лидер монофизитов) отрицал не только иконы Христа, Богородицы, святых, но даже и изображение Святого Духа в виде голубя (10,11,14).

От самого раннего иконоборчества--времени Льва III--до нас дошел только один текст с явно выраженным богословским содержанием. Это надпись над вратами в Халки, которой царь Лев и его сын будущий император Константин Копроним заменили лик Спасителя.

В безгласном виде и лишенным дыхания

Не выносит Владыка, чтобы Христос изображался

[гсЬцеуибй--буквально, «был написан»]

Земной материей, попранной Писаниями (фб?т Гсбцб?т).

Лев с сыном, юным Константином,

Креста начертывает образ триславный --

Похвалы верных--вознеся его на ворота.

Исследователи трактуют этот текст следующим образом: любое изображение Христа будет всего лишь изображением Его тела, но не изображением души. Тело без души мертво. Мертвое тело не причастно к божеству. Материя изображает только мертвое, а живого Христа описывают лишь Писания. Иконоборцы отрицали обожение мертвой плоти Христа (10,11,14).

Таким образом, в основе отрицания прямого изображения Бога лежали все те же христологические споры. Споры о природе Бога, человеческой и божественной. Иконопочитатели не отрицали возможность изображения души. Не оспаривали они и то, что мертвое тело - это тело без души. Догматические споры касались темы обожения тела Христа (не души Его). Иконопочитатели утверждали это обожение, иконоборцы отрицали. Однако, иконоборцы очень осторожно отрицали это обожение, не напрямую, иначе бы это противоречило предыдущим Отцам Церкви. Обожение все же происходит, но не непосредственно, а опосредованно, т е через душу. Т к на иконах нет возможности изобразить душу, а лишь мертвое тело Христа, то и обожженной плотью такое изображение не является, а следовательно запрещено (4,7,9,10).

Единственной иконой Христа, по мнению иконоборцев, может служить Таинство Евхаристии. Этот тезис вытекал из того, что если считать иконой лишь тождественное прообразу, то Евхаристия как тождественное Первообразу, есть икона. С такой точки зрения Святые Дары следует называть образом (4,7,9,10,14).

Делись добром ;)