logo
Проблемы общения, любви и одиночества в христианской психологии

1.1 Понятие - психологии религии

Психология религий, это наука, которая изучает человека, т.е. человека религиозного, его особенности сознания и структуру, типы и функции религиозности, религиозных чувств и веры, а также особенности религиозного развития Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие - Томск, 2010 - 105 с. .

Многие области религии на сегодняшний день остаются малоисследованными психологией, в то время как религия и духовность играют немаловажную роль в жизни многих людей. Психология религий направлена на применение психологических исследовательских и моделей к разнообразным традициям, также и к религиозным и нерелигиозным людям. Наука психология религий стремится в достаточно полной форме описать происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также те обычаи, которые присутствуют в данной области исследования. Этим и обусловлена необходимость в исследовании того, как и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей.

Присутствие религии сопровождает человека на протяжении большого промежутка времени, и на сегодняшний день охватывает более 80% населения земного шара.

Сфера религии еще мало понятна для обычных людей и для специалистов, а причин тому очень много, но существует одно определение, что обозначает религия.

Само понятие религия за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии. Это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.

Так возникла определенная необходимость в появлении направления в психологии, как психологии религии, которая призвана изучать психологическую закономерность развития и возникновения, исчезновения и функционирования проявлений, связанных с индивидуальной и групповой психологией Бигнова М.Р. История и теория религии. Учебное пособие в двух томах. Т. 1. - Уфа, 2009. - 45 с. .

На развитие психологии религий оказали влияние Джеймс Лейб, Фридрих фон Хюгель и ряд других психологов.

Психология религий не затрагивает вопросы о существовании Бога, а способствует в решении психологических конфликтов, которые могут иметь место у верующих той или иной концессии, поэтому психолог обязан знать основные моменты, которые присутствуют у различных религиозных течений, чтобы можно было оказать квалифицированную помощь.

Психолог работающих в данном направлении не берет на себя роль священника, а помогает решить проблему психологического характера, оказывая неоценимую помощь в работе священнослужителей, которые не очень компетентны в вопросах психологии.

На основании такой работы психолог оказывает помощь человеку, который занят активно духовной практикой в устранении психологических барьеров, которые возникают в процессе духовного развития, что способствует более гармоничному развитию личности. В тоже время психолог помогает устранить определенные страхи, которые возникают в момент, когда человек только начинает свой духовный путь.

В данном случае различаются пастырское консультирование и светское, которые имеет отличие в том, что психолог не просто облегчает состояние человека к нему обратившегося, но и направляет впоследствии его к священнику из традиции этого человека.

Следовательно, психология религии предназначена для того, чтобы найти эффективные средства в воспитании и укреплении религиозности, с тем, чтобы научить использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности и оказать помощь человеку в его гармоническом и целостном развитии.

Само понятие религии остается одним остается трудным для определения и для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, принятие религии считается делом вкуса, а Э. Даркгейм и М. Вебер создали основу для выделения двух типов религии номинального и реального. Дюркгейм стремился дать определения религии почти всем системам, которые признавались религиозными, включая теистические и нетеистические системы верования. Такое определение он основывал на различии духовного и светского и выделении общих функций религии Аникин Д.А. История религии. - М., 2008. - 129 с. .

Вебер занимал другую позицию, он считал, что религия, как явление социальное, проявляется только в религиозном поведении людей, которые руководствуются определенным типом мотивации, наиболее распространенное представление в определении принадлежит Д. Йингеру, где религия выступает, как система верования и действий на практике, на основании, которых группа людей справляется с конечными проблемами человеческой жизни.

Похожие определения предлагали и У.Л. Колб и К. Данлоп, такая же позиция характерна и для старшего поколения функционалистов, социологов Т. Парсонса и К. Гирца.

С точки зрения психологии, главным в религии считается феномен веры, с которым связаны основные слагаемые, которые образуют психологический уровень изучения религии - от наличия определенных психологических корней религии до психологии религиозностью.

Существующая тенденция психологии религий представляет самостоятельную науку, но оказывается, что методика психологии религий зависит также и от философии и от богословского мировоззрения, что и определяет метод эмпирических показателей религиозного феномена.

Таким образом, психология сегодняшнего дня описывает только религиозные факты, давая им объяснение на основании различных теоретических положений, занимаясь, исследуя как конкретный человек относится к существованию Всевышнего и Его действий в жизни людей.

На основании того, что религиозность считается проблемой выбора человека, следовательно, и сам выбор происходит дифференцированно, у одних это процесс достаточно глубокий, у других он существует поверхностно, поэтому и происходит формирование конкретной религиозной личности.