Профессиональная деятельность православного священнослужителя в России

дипломная работа

Понятие религии

Что такое религия? Над этим извечным вопросом во все времена задумывались величайшие умы человечества. Широко известно определение английского ученого К. Робертса, который говорил, что религия имеет дело с необычайным, уникальным опытом; этот опыт отличается от повседневной жизни и связан с сакральным. Его нельзя назвать ни рациональным, ни иррациональным: его просто нельзя рассматривать с этой точки зрения [Belk, 1989]. Французский социолог Марсель Мосс, определяя, что есть религия, делает основной акцент на то, что она не культ Бога, не идея сакрального в частности, но сакрального вообще [Belk, 1989].

Понятие религиозного обычно связывают с понятием сверхъестественного. Сверхъестественными могут оказаться любые явления, непостижимые человеческому разуму. Таким образом, интерес религии лежит в области всего того, что выходит за грани рационального мышления. Так, Макс Мюллер описывал религию как «усилие к постижению непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к бесконечному» [Дюркгейм, 1998, с. 202]. Более того, Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» говорит, что представление о сверхъестественном или неестественном может сложиться в обществе только тогда, когда сформирован некий «естественный порядок вещей», то есть правила и законы Вселенной. Тогда логично предположить, что все, что выходит за рамки этих законов или нарушает их, и будет являться сверхъестественным. При этом понятие религиозного ни в коем случае не сводится к понятиям непредвиденного и необычного. Напротив, религия стремится объяснить упорядоченные природные явления, вывести регулярные и постоянные закономерности [Дюркгейм, 1998, с. 207].

Дюркгейм определял структуру религии как нечто целое, состоящее из частей: «Это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов, церемоний» [1998]. Поэтому разработанный им метод изучения религий предполагал последовательное изучение всех элементарных явлений («социальных фактов»), из которых «складывается» религия. Социолог разделял все религиозные явления на два класса: верования (beliefs) - это «состояния сознания, они состоят в представлениях»; и обряды (rites) - это «определенные способы действия» [Дюркгейм, 1998, с. 216]. Он утверждал, что обряды отличаются от других человеческих действий только спецификой их объекта, поэтому обряды необходимо объяснять именно через объект. А поскольку особенности объекта заключаются в его веровании, для начала определимся с понятием «верование».

Делись добром ;)