logo
Профессиональная деятельность православного священнослужителя в России

Понятие профессии: основные теоретические подходы

Самое раннее зарегистрированное упоминание понятия «профессия» приходится на 1541 год (Оксфордский английский словарь), хотя сам институт профессий стал складываться намного раньше, в XII-XIII вв., чему в значительной степени способствовало появление университетов и развитие гильдий. Средневековые профессионалы считались особым классом, поскольку их классовая позиция базировалась на получении формального образования. Профессиональный мир в современном своем виде сложился к XVIII в. и практически не претерпевал изменений вплоть до второй половины XIX в., с которого начался процесс интенсивного формирования новых профессий. Согласно Карр-Саундерсу и Вилсону (1933), рассматривающим профессии как стабильную рабочую силу государства, причины ускорения профессионализации могут быть связаны с двумя типами пережитых миром революций: научно-технической (появление физиков, химиков, инженеров и т.д.), и социальной (статистики, риэлторы и проч.). Схожие идеи можно найти в работе Т. Парсонса «Система современных обществ», где американский социолог упоминает также и то, что профессиональный комплекс, «уходящий корнями в античную древность и Средние века», наиболее наглядно проявлялся в деятельности священнослужителей, медиков и юристов [Парсонс, 1998, с. 131.].

С понятием «профессия» в научной сфере связано много споров и недопонимания, поскольку далеко не все ученые, занимавшиеся изучением данного феномена, давали последнему четкое определение. Некоторые исследователи, чтобы избежать дальнейшей рассогласованности в понятиях, предпочитали вообще не вводить собственные определения «профессий», а лишь рефлексировали по поводу уже имеющихся. Так, Р. Кромптон в своей работе «Профессии в современном контексте» (1990) писал, что существующие в социологической мысли парадоксы и противоречия по поводу данного феномена лишь усиливают путаницу в социологии профессий и занятости [Evetts, 2003]. Несмотря на сложившуюся ситуацию, изучить теоретический аспект феномена «профессии» все же представляется возможным, если руководствоваться теорией Томаса Куна, описанной в его «Структуре научных революций», согласно которой все важнейшие изменения в научной мысли и в понимании тех или иных феноменов происходили в результате научных революций, тогда как в период между научными революциями в обществе господствовала определенная парадигма с ее «нормальной наукой». То есть на каждом этапе развития общества к понятию «профессия» относились по-разному. Именно поэтому для определения данного понятия необходимо рассмотреть основные теоретические подходы к исследованию профессий, существовавшие в обществе в тот или иной период его развития.

Таксономический подход или «теория черт»

Согласно статье Майка Сакса, наиболее серьезное изучение понятия «профессия» началось с таксономического подхода в 1950-60-ых годах. Таксономический подход предполагает, что профессии обладают уникальными характеристиками, включающими специальные знания и компетенции («knowledge and expertise») [Saks, 2012, p. 2]. Эти характеристики непосредственно отличают профессии от иных родов деятельности. Среди прочих критериев профессии представители этого подхода указывали на необходимые альтруизм и знания правил этики, рациональность в поведении, а также документы, подтверждающие профессиональную квалификацию [Wilensky, 1964]. Гринвуд и Виленски также указывали на необходимость долгосрочного и дорогостоящего образования, что выступало своего рода ограничением входа в социальную группу «профессионалов» [Эветтс, 2009, с. 130].

Другим ученым, изучающим профессии в рамках этого подхода, можно назвать Э. Фрейдсона, который определял «профессии» через такие понятия как «специальные знания» и «полномочия» («knowledge and powers»). Так, категории «профессий» объединяют акторов, обладающих определённым набором знаний, в эмпирические группы, зависящие от определенных обстоятельств, необходимых для дальнейшего функционирования процесса производства, передачи и применения этих знаний. С другой стороны, профессии подразумевают конкретные должностные полномочия, которые ограничены и определены заранее, структурно распределены и институционально организованы, благодаря чему становится возможным их исполнение [Brain, 1988]. Если индивид не обладает всеми этими характеристиками, то у него не профессия, а «занятие». Но если у него есть хоть часть характеристик, то он «полупрофессионал» [Etzioni, 1969].

Интеракционизм

Таксономический подход подвергался критике, в первую очередь, со стороны интеракционистов, которые ставили под сомнение основополагающий принцип «теории черт» - альтруизм в профессиональной деятельности индивидов. Яркими представителями данного подхода являются Беккер и Хьюз. Беккер выделял два значения термина «профессионал»: научное и «народное» («scientific and folk») [Lilian, 1987, с. 6]. Народное значение определяет это понятие как некую почетную должность, тогда как научное значение отсылает к профессиональным качествам работника, его специализации и моральному облику профессии. Профессионал в «научном» значении также часто ассоциируется с высокими социальным статусом и зарплатой.

Сторонники интеракционизма сконцентрировались на общих чертах престижных и стигматизированных профессий, а не на их различиях. Томас Бранте (2010) подтверждает эту мысль своим известным примером о том, что знания и навыки автомеханика не так уж сильно отличаются от знаний и навыков врачей и юристов. Также интеракционисты критиковали «образ действий профессиональных групп, часто прибегая к обнародованию примеров поведения специалистов, несовместимого с этическим кодом» [Сакс, Олсоп, 2003]

Критический подход (марксизм)

В то время как подход интеракционистов предлагает микро-перспективу в отношении профессий и рассматривает их как «договорной продукт общества» («socially negotiated label»), возникший в условиях существования определенной профессиональной идеологии [Saks, 2012, p. 3], марксистский подход позволяет рассматривать профессии с макро-перспективы, т.е. с перспективы государства. В рамках данного подхода происходит пересмотр властных иерархий, в результате чего социальные проблемы и способы их решения начинают толковаться по-новому.

Критический подход в социологии профессий отвергает идею таксономического подхода об альтруистической ориентации работников. В соответствии с марксистским пониманием профессий, «каждая профессия стремится поддержать status quo, удержать или захватить власть и наиболее выгодное положение в стратификационной системе» [Романов, Ярская-Смирнова, 2007]. Поэтому собственные интересы профессиональных групп выходят для них на первый план.

Поскольку профессионализация гарантирует высокий социальный статус [Романов, Ярская-Смирнова, 2007], профессионалы стараются четко очертить круг своих обязанностей и усилить контроль над входом в их профессиональные группы. Как следствие, развивается процесс легитимации профессиональной деятельности, а также конфликты на почве посягательств на монополию профессионалов.

Функционализм

Упоминавшийся выше Т. Парсонс является ярким представителем функционального подхода, сторонники которого видели функциональную связь между профессиями и обществом. Так, индивиды, чьи профессии предполагают глубокие знания и компетенции, должны занимать высокие общественные позиции. Их привилегированное положение считается справедливым, ввиду большой социальной значимости их деятельности, возникшей в результате разделения труда.

Приверженцы функционализма большое внимание уделяли разграничению таких понятий, как профессии («professions») и прочие виды деятельности («occupations»). Это было актуально ввиду того, что профессионалы вместе с «названием» получали также высокий уровень доходов, престиж в обществе, автономию в своей профессиональной деятельности и прочие преимущества [Мансуров, Юрченко, 2009, с. 37].

В рамках данного подхода большое внимание уделялось описанию «идеального типа» профессии и его индикаторов. Было предпринято множество попыток выделения отличительных черт профессии, однако одной из самых удачных признается модель Рональда Павалко (1971). Она включает в себя следующие критерии:

В основе деятельности должно лежать абстрактное, теоретическое знание. То есть профессионал должен обладать некоторыми материальными индикаторами, свидетельствующими о полученной квалификации, теоретических знаниях и практических умениях.

Наличие специализированной подготовки предполагает продолжительное обучение, в процессе которого индивид должен освоить нормы и ценности данной профессиональной группы, изучить ее особенности.

Фундаментальные ценности общества и профессии должны совпадать. По мнению О.В. Лукши, под данный показатель наилучшим образом подпадают священнослужители, занимающиеся спасением души, врачи, лечащие болезни тела, и юристы, защищающие права незаконно ущемленных граждан [2003, с. 72].

Ориентация на служение обществу. Предполагается, что главным побудительным мотивом профессиональной группы должно быть альтруистическое служение людям, а не своим корыстным целям. Особое внимание должно уделяться формированию общественного доверия к группе. Так, Дж. Эветтс в своей работе «Новые вызовы доверию и профессионализму» обращает внимание читателей на то, что «в XIX веке… доктор, юрист или священник, будучи джентльменом, мог располагать доверием, чтобы давать бескорыстные консультации внутри сообщества взаимозависимых клиентов среднего и высшего классов» [2009, с. 127].

В основе действий профессионалов лежит этический код. В случае священнослужителей наблюдается максимальная близость к данному критерию, поскольку морально-этические нормы являются фундаментальной составляющей их профессиональной субкультуры.

Ориентация на длительное пребывание в выбранной сфере деятельности. Данный критерий подразумевает, что индивид воспринимает свою деятельность как призвание, поэтому нацелен на долговременную трудовую деятельность.

Автономия в регулировке своей профессиональной деятельности. Профессиональные группы осуществляют саморегулирование, то есть контролируют вход в группу (например, посредством лицензирования) и деятельность индивидов внутри самой группы.

Формирование профессионального сообщества, которое способствует формированию и поддержанию чувства классового сознания, идентичности.

Естественно, в обществе не существует «идеального типа» профессии в чистом виде, однако в профессиональный континуум вошли такие термины, описывающие степень соответствия идеальному типу, как: «практически-профессия», «полу-профессия», «недо-профессия», «не-профессия» (физический труд) и прочие [Мансуров, Юрченко, 2009, с. 39].

Неовеберианский подход

М. Вебер рассматривает «профессии» как объединенные общностью интересов, стилем жизни, культурой, языком и социальными нормами профессиональные группы, которые, будучи солидарными внутренне, ориентированы на борьбу с внешними группами [Лукша, 2003]. Неовеберианский подход исходит из предпосылки, что жизнь индивидов протекает в динамичной и конкурентной среде макро-политических интересов, в которой профессиональные группы получают свой профессиональный статус, основанный на некоторых правовых границах [Saks, 2012, p. 4]. Поскольку доходы профессионалов напрямую зависят от их квалификации и знаний, в обществе появляется строгая иерархия социальных позиций, которая определяется как действиями самих групп, так и особенностями того или иного общества.

Неовеберианский подход, как и критический, отвергает идею таксономического подхода об альтруистической ориентации работников. Однако он, в противовес марксистскому подходу, не идентифицирует действия профессионалов с исключительно личной выгодой. «Профессиональными группами считаются те группы, которые способны перевести редкие ресурсы одного рода (экспертное знание, созданное на основе стандартизованной подготовки и тестирования на уровне высших учебных заведений) в ресурсы другого рода (рыночные возможности, профессиональные привилегии, социальный престиж или ранг в бюрократической системе)» [Лукша, 2003].

Преимущества данного подхода, например, перед интеракционистским, заключаются в том, что первый учитывает макроструктурный и исторический аспекты, лежащие в основе профессионализации.

Итак, в данном разделе была предпринята попытка определить и описать феномен «профессии». Как уже неоднократно отмечалось выше, подобную задачу можно решить, только приняв во внимание временной аспект или же континуум, то есть, рассмотрев отношение к профессиям на разных этапах развития общества. В работе описаны основные теоретические подходы к определению понятия «профессии» и их ключевые особенности. В рамках данной выпускной квалификационной работы предпочтение отдается функциональному подходу в изучении профессий, поскольку его положения наилучшим образом соотносятся с основными задачами исследования, которые будут подробно описаны далее. Так, к примеру, планируется при помощи модели Рональда Павалко (1971) показать, что деятельность православного священнослужителя наилучшим образом характеризует термин «professions», а не «occupations».

В целом, можно говорить о том, что проведенный литературный обзор помог исследователю сформировать четкое представление об уже «достигнутых высотах» в изучении таких феноменов как профессия и религия, в частности ее сакральных и профанных аспектов, а также наметить основные линии будущего исследования.