logo
Буддизм, его зарождение и общие понятия

§1. Джайнизм

Карма в джайнизме - это разновидность особого вещества, которое составляет кармическое тело дживы. Кармы играют важную роль в судьбе живого существа, обусловливая почти все его качества. Именно в борьбе с кармами и состоит джайнская религиозная практика, и идеал освобождения понимается как свобода от кармического вещества. Состояние соединенности живы с кармой называется «связанностью»--бандха. Оно возникает в результате присоединения карм к структуре кармического тела дживы в результате деятельности дживы.

Различают благую деятельность и не благую. «Благими» называет кармы, которые составят в будущем рождении удовольствие, праведность, веселость, страстность (рати) и т.д., а «неблагими»--кармы, противоположные благим. Умасвати состояние кармической «связанности» делят по четырем критериям: природа (пракрити); продолжительность действия (стхити); способ реализации (ануб-хава) и пространственная локализация (прадеша). Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.,1994. - С 349. Наиболее подробно джайны разрабатывали учение о «природе» кармического вещества, вступающего в связь с дживой. 97 видов кармы разбиты на восемь основных групп:

Кармы, препятствующие познанию.

Кармы, препятствующие воззрению.

Кармы эмоциональности.

Кармы, «затмевающие» поведение.

Карм продолжительности жизни, или долголетия.

Кармы «свойств» (нама), которые определяют весьма широкий спектр характеристик живого существа, начиная от рождения в мире людей, божеств, растений и животных или существ ада, кончая мелкими физиологическими особенностями.

Две кармы семьи (знатные, незнатные).

Завершающая группа карм--это кармы, задерживающие «достижения». Там же. - С 349-352.

Следующая характеристика «связанности» -- это специфика проявления ее силы. Результат кармы проявляется обычно не сразу после совершения поступка, а через некоторый период времени, за который карма должна «созреть». Кармическое воздаяние, которое может осуществиться в этой или следующей жизни, произвольно. После того как воздаяние осуществилось, реализованная карма отпадает, облегчая состояние дживы. Последняя, четвертая характеристика «связанности»-- это «пространственная локализация».

Джайнизм отличается натуралистическим пониманием кармы как вещества. Все «зависит частично от кармы и частично от человеческого усилия», -- учит Махавира в каноническом тексте «Сутракританга». Джайнизм признает наличие некоторой свободы воли, опираясь на которую джива способна освободиться от кармы. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 480.

Рассматривая отдельные положения учения о карме, нужно приостановиться на причинах «притекания» кармического вещества, а именно на «омрачениях» психики. Этими омрачениями считаются гнев, гордыня, хитрость и алчность. Говоря иными словами, джайнизм в своем объяснении причин зла и страданий не отличается от других вероучений. Джайны объясняют проявление «врожденной тяги дживы к вершинам совершенства». Если это стремление достаточно сильно, она приходит к осознанию необходимости выбора между прежним образом жизни и религиозным. Когда джива решается начать очищение от «скверны мирской», осуществляются первые «достижения» на религиозном поприще: 1. Реализуется какая-то степень состояния «смешения», благодаря чему происходит малое 2. «очищение». При этом 3. Ослабляется действие в сехкарм, кроме Кармы долголетия, и 4. возникает возможность получения инструкций (дешана) духовного наставника--гуру. До этого момента встреча с учителем не могла состояться. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. С- 353.

Перед лицом гуру он должен принять на себя религиозные обеты. К числу обетов относятся прежде всего отказ от насилия по отношению к живым существам ( ахимса); отказ от лжи и т.д. .Обеты, принятые в полном объеме, называются «великими», а принятые в частичном объеме--«малыми». Рекомендуется брать на себя посильные обязательства, поэтому миряне обычно принимают ограниченные обеты.

Но вначале претенденту рекомендуют избавиться от трех критериев: лживости, сладострастия, неправедных воззрений. Поэтому принятие обетов считается уже второй стадией жизни(пратима) верующего. Таких стадий выделяют одиннадцать:

1 )даршана--избежание проступков против праведного воззрения;

2)врата--принятие ограниченных обетов(ануврата);

3)самайика--ритуал медитации;

4)пошадха--дневное голодание, проводимое еженедельно;

5)кайотсарга--рекомендация всю ночз ь после первого четырех постов месяца днем воздерживаться от половых сношений, а ночью ограничивать их;

6)абрахма-варджана -соблюдение целомудрия;

7)сачитта-тьяга--соблюдение по всей строгости многочисленных запретов относительно пищи;

8)арамбха-тьяга--полный отказ от любой деятельно-сти, которая может повредить живым существам.

9)прешья-тьяга - полный отказ от мирской деятельности, не сопровождающийся пока уходом из дома;

10 )уддишта-тьяга--уход из дома;

11 )шрамана-бхута--странничество. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. С- 354.

Хотя мирянин, как правило, не способен в полной мере придерживаться «великихобетов», он должен стремиться к этому, и в дополнение к «частичным обетам», именуемым «нравственными» (шила), ему рекомендуют принять на себя еще семь дополнительных обетов, резко ограничивающих возможность нерелигиозной деятельности. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 487.

Первые три не позволяют переходить границы некоторого предела, а также совершать мелкие недостойные поступки. Эти обеты называются «усилительными», поскольку их назначением является усиление действия пяти основных обетов. Другие четыре обета, требующие ежедневно уделять время медитации, соблюдать полный пост, ограничивать себя в имуществе и пище, именуются «дисциплинарными». Восьмым дополнительным обетом, не входящим в число обязательных, является обет совершения религиозного самоубийства--самлекхана. Оно разрешается по причине физической слабости, болезни или старости , делающих невозможным выполнение ежедневных обрядов.

Предписания, касающиеся религиозной практики, охватывают всю жизнь джайна. Главы джайнской общины - сангхи ничего в человеческой активности не оставляют без внимания. Начинается религиозный тренинг, как и в других индийских религиях, с этического «самосовершенствования»--принятия обетов, связанных с простыми общечеловеческими нормами нравственности.

Идеалом джайнизма является освобождение дживы от кармического вещества. Свобода от карм достигается« в результате уничтожения кармических пут в процессе религиозной практики.

У освобожденного дживы (сиддха) остаются лишь абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и «совершенство» (сиддхатва), которое характеризуется как «неотрывность от уничтожено карм». Васильев Л.С. Указ. соч. - С 486. Сразу после обретения освобождения сиддха взлетает вверх и летит до самой вершины вселенной, где находится обитель сиддхов--Сиддхакшетра. Стремление к совершенству всегда присуще дживе, но только теперь, когда оковы кармического вещества окончательно сброшены, он может реализовать свою естественную потребность. Освобожденные дживы, достигшие Сиддхакшетры, отличаются друг от друга по ряду критериев. Умасвати поясняет, что различия сиддхов не абсолютны, как не абсолютно и их тождество. В соответствии с духом анэкантавады, он рассматривает этот вопрос в двух аспектах (найя): 1. с точки зрения «уровня освобожденное и 2. С точки зрения предшествовавшего уровня. При этом различимы уровни непосредственно предшествовавшего «освобождению»состояния и ранее предшествовавших состояний. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.Г. Указ. соч. С- 357.

Одно из важнейших отличий сиддхов, именуемых также джинами или буддами, выражено в разделении их на два класса: сваям-буддхаибодхита-буддха: первые достигли освобождения самостоятельно, вторые использовали традиционные методы подвижничества. В обоих классах будд есть те, кто проповедует учение другим, помогая им избавиться от страданий сансары, --это будды типа архат-тиртханкар Или парабодхата, и те, кто заботится только о собственном спасении. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 489.