logo
Буддийские ступы

4) Ступа Просветления "Зеленая Тара" в п. Харба

Ступа Просветления "Зеленая Тара" в Харбе самая красивая, - говорил лама Тубтен. Потому что она вся украшена цветами священного лотоса. И он выбрал её еще и потому, что остальные семь видов ступ были им уже построены. Харба - грязный, запущенный поселок с заброшенными полуразвалившимися домами произвели на него гнетущее впечатление. На то время, когда планировалась закладка ступы, десять руководителей сменилось здесь за восемь лет, и лишь последние два года хозяйством руководит местный житель, специалист Игорь Васильевич Церенов. За это время прекратился отток населения из села, окрепло хозяйство, и харбинцы с надеждой смотрят в будущее. "Для того и строилась здесь ступа, чтобы жизнь стала лучше, чтобы люди возвращались домой, чтобы мир и благополучие царили в каждом доме", - говорил с воодушевлением один из инициаторов строительства ступы Дмитрий Нохаев. Каждый из харбинцев принимал в строительстве посильное участие. Семья Олега Сагаевича Абаева с радушием принималаа дома монахов Лобсана Чультима и Тубтена Тинлея, приехавших на обряд, Торкаев Михаил Монголович, семьи Джикеевых, Бадмаевых, Нохаевых, Улановых и многие другие жители села помогли деньгами, принимали непосредственное участие в строительных работах. С большим вниманием отнесся к возведению монумента бывший глава администрации Юстинского района Юрий Очиров, кстати, земляк. Юрий Саряевич убежден, что историю своего народа забывать нельзя, а надо возвращаться к славным страницам прошлого, чтобы молодые гордились именами своих предков, сделавших немало для своего народа. "Мы, молодые калмыки, - сказал Дима Нохаев, представитель молодого поколения харбинцев, - должны любить свой народ и делать все для его благополучия. Каждый на своем месте с любовью и уважением может вложить маленький кирпичик на процветание своего народа. И тогда будет достойной жизнь и благополучие в каждой семье".

Ступа Просветления в нашем селе посвящена Зеленой таре. Зеленая Тара помогает всем, кто обращается к ней с искренней просьбой в трудных ситуациях. Является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью, а особо помогает женщинам желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь, убирает все препятствия. Зеленая Тара помогает всем, кто обращается к ней с искренней просьбой в трудных ситуациях. Является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью, а особо помогает женщинам желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь, убирает все препятствия.

Практическое исследование

Как упоминалось выше, главное значение ступы -- быть основой для подношений. Мы подносим дары ступе, представляющей Будду, и благодаря этому получаем невообразимо сильные позитивные впечатления в нашем уме. Подношения ступе и обхождение ступы по часовой стрелке -- это формы практики, осуществляя которые каждый становится практикующим (членом Сангхи).

В исследованиях ступы нашего села можно сильно углубиться в детали, сравнивая со субурганами Тибета, потому что каждая часть ступы символизирует шаг на пути к Просветлению. Она указывает практикующему, который следует ступенчатому пути, на ступень его личного развития. Ступа Просветления разделена на три части: нижняя часть, исполненная в форме квадратного цоколя, так называемый львиный трон, образует основу для Просветления. Над ней поднимается собственно ступа, которая разделена на две части. Нижняя часть от четырех ступеней и ваза до маленькой квадратной части -- это ступа причин. Она показывает причины для Просветления. Верхушка ступы от колец показывает результат, т.е. само Просветление, и называется ступа результатов.

Есть объяснения 21 части ступы Просветления. Каждую ступень, начиная с зарытой в земле или заложенной в фундаменте вазы-сокровищницы, которая символизирует качества тела Будды, затем поясняется основание, т.е. десять позитивных действий тела, речи и ума, и Прибежище (Будда, его Учение и сообщество практикующих), которые представлены в виде трех маленьких ступеней.

Львиный трон символизирует четыре бесстрашия Будды, что представляет две маленькие ступени на верхнем крае. Два диска лотоса символизируют шесть освобождающих действий. Покрывающая сверху трон плита выражает Четыре Неизмеримых: любовь, сочувствие, сопричастную радость и равностность. (Существуют также пояснения, в которых Четыре Неизмеримых символизируют первые четыре ступени над троном).

Над львиным троном, который, как уже упоминалось выше, символизирует основу Просветления, располагается собственно ступа и выражает ступенчатый путь в виде пяти путей. Первые три ступени символизируют путь накопления, четвертая ступень и основа, на которой располагается ваза, символизирует путь соединения, и сама ваза соответствует "семи ветвям пробуждения" на пути видения. В вазе, в маленькой нише, находится статуя Будды, которая также выражает аспект на пути видения, а именно распознание природы ума, и символизирует освобождение из круга перерождений. Маленькая квадратная часть над вазой соответствует со 2-го по 10-й уровням Бодхисаттвы и символизирует Восьмеричный Благородный Путь на пути медитации. Начиная с тринадцатого кольца описывается путь не учения, что уже выражает Просветление. Тринадцать колец символизируют десять аспектов мудрости Будды и знание трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Защищающий зонт показывает преодоление всех страданий, гирлянда -- выдающиеся достоинства состояния Будды. Верхушка ступы состоит из месяца, солнца и драгоценности. Месяц символизирует относительный Просветленный настрой и мудрость Будды, солнце -- безграничное сочувствие и абсолютный Просветленный настрой. Драгоценность выражает неразрушимую природу ума и исполнение всех желаний, ясный свет ума. Внутри ступы в качестве центральной оси находится дерево жизни, которое символизирует разные аспекты мудрости Будды.

Если смотреть сверху, то распознаём ступу как круг силы Будды, чистое олицетворение совершенной вселенной. Мандала в переводе означает "центр и окружение". Мы знаем мандалу как геометрические формы, которые представлены на тибетских свитках. Буддийскую мандалу можно понимать как двухмерное представление трехмерного дворца Будды. Геометрически упорядоченные линии соответствуют горизонтальной проекции, или строительному плану, дворца Будды из света и энергии. Принцип просветленной мандалы выражается через Будда-аспект в центре. Соответствующие ему аспекты символизируют разностороннее применение этого принципа.

Таким же образом каждая ступа соответствует структуре мандалы, но уже в трехмерной форме. Центр образует центральную ось, так называемое дерево жизни, которое стоит вертикально в центре ступы. На дереве жизни написаны мантры для тела, речи и ума, а в очень больших ступах или статуях -- также мантры для качеств и активности. Это дерево образует центр поля силы. Наполнение ступы, подготовленное в соответствии с точными инструкциями мастера, а также само тело ступы, формируют окружение. Таким образом, ступа является совершенной вселенной.

Наполнение для ступы имеет особое значение. Оно состоит из очень многих драгоценных элементов, таких как статуи, мандалы, буддийские тексты, ца-ца (Будда-аспекты и маленькие ступы из гипса), реликвии духовных мастеров, которыми заполняется ступа. Завершающее освящение ступы по-тибетски называется рабне. Для этого мастер ступ в большинстве случаев со всеми участниками строительства приглашает Будд занять место в ступе. С этого времени ступа "работает" и поле силы Будд активно для блага всех существ.

Вывод: элементы Ступы Просветления Зеленой Тары нашего села идентичны элементам Ступ Просветления Тибета, таким образом Ступа села Харба построена в соответствии с архитектурными канонами буддизма Тибета.