В поиске истины

реферат

2. О чудесах Божиих

Материалисты категорически отвергают возможность чудес Божиих в мире. Они утверждают, что чудо противоречит законам природы. "Чудо, - говорят они, - несовместимо с научной истиной о строгой закономерности всех явлений природы".

Так ли это? Постараемся ответить.

Проф. С. Л. Франк говорит: "Механика Галилея учит, что все тела, независимо от их удельного веса, падают на землю с одинаковой быстротой и ускорением; "противоречит" ли этому закону общеизвестный факт, что пушинка падает на землю гораздо медленнее, чем железная гиря, или что в воде дерево совсем не падает? "Нарушается" ли этот закон тем, что аэроплан вообще не падает, а способен подниматься вверх и лететь над землей? Очевидно нет.

Ибо закон Галилея, подобно всем законам природы, содержит молчаливую оговорку: "при прочих равных условиях", или "если отвлечься от всяких посторонних влияний".

Отвлеченно установленное соотношение между землей и телом, ею притягиваемым, нисколько не нарушается, и лишь конкретный итог явлений видоизменяется или усложняется от вмешательства новой, еще не учтенной в законе, посторонней силы: в первом случае - силы сопротивления воздуха или воды, во втором - силы мотора, заставляющей пропеллер вращаться и врезываться в воздух.

Методологически совершенно так же дело обстоит и с тем видоизменением хода явлений, которое имеет место при чуде с той только разницей, что там дополнительной, изменяющей общий эффект силой является уже не другая сила природы, а сверхприродная сила.

Если Христос, как передает Евангелие, ходил по воде, как по земле, то этот факт так же мало "нарушает" закон тяготения, как и факт полета аэроплана над землей, или плавания в воде тела боле легкого, чем вода. Только в последних случаях действие закона тяготения, не будучи "нарушено", превозмогается силой мотора или сопротивлением воды, а в первом случае оно совершенно так же превозмогается силою Божественной Личности Христа.

Если человек выздоравливает от смертельной болезни после горячей молитвы к Богу (своей или чужой), то это чудо так же мало "нарушает" установленное медициной естественное течение болезни, как мало ее нарушает удачное оперативное вмешательство врача; только в последнем случае болезнь прекращается через механическое изменение ее условий, а в первом - через воздействие на эти условия высшей Божественной силы".

"Если человек, - говорит прот. о. Герасим Шорец, - благодаря своей свободной воле, имеет возможность влиять на природу, то неужели же Бог этой возможности не имеет, Он, создавший законы природы?"

"Можно, - продолжает он, - делать интересные наблюдения над людьми, отрицающими чудеса. Многие из тех, которые насмехаются над библейскими чудесами и на каждого верящего в их истинность, смотрят, как на отсталого человека, сами верят самым пошлым и нелепым вещам: верят в несчастливые встречи, в 13 число, в перебежавшего дорогу зайца и тому подобную ерунду.

Многие из тех, которые с гордостью указывают на науку, чтобы доказать невозможность чудес, сами верят в чудеса, в 20 раз менее заслуживающие доверия, чем библейские чудеса, удостоверенные многими достойными уважения людьми, большая часть которых с радостью приняла бы смерть за истинность своего утверждения.

Отрицатели чудес сами верят только в те чудеса, которые случились (по их же указаниям) миллионы лет назад и не были никем наблюдаемы.

Они не верят в сотворение Богом мира, но верят в произвольное зарождение, или падение на землю зародышей органической жизни из неизвестных миров.

Они не верят, что Христос мог воскресить человека, т. е. вновь оживить бывший ранее живым организм, но верят, что некогда из мертвой материи возникли живые организмы.

Они не верят, что Бог, создавший огонь и людей, сделал на несколько мгновений троих отроков несгораемыми, но верят тому, что зародыши организмов выдержали в течение миллионов лет пребывание среди раскаленного мирового тумана и расплавленного гранита..."

Нет, не серьезная истинная наука возражает против чудес, на которую ссылаются материалисты, а только предположения - гипотезы и натур-философские теории, т. е., другими словами, своя материалистическая вера.

Таким образом, отвергающие чудеса Божии, на основе якобы науки, являются или невежественными в вопросах науки, или полуобразованными, или недостаточно философски образованными или сознательными противниками веры в Бога.

Советское время. Рушат церкви, выносят иконы, бросают на землю. Люди молча стоят вокруг. "Ну что? - закричал комиссар и начал топтать икону. - Почему меня Бог не наказал?" - "Уже наказал, - сказал один человек. - Ум отнял".

Христианская притча

О стариках

Когда жизнь пошла за вторую половину, на закат, это возраст 60 и более лет, человек начинает подводить итоги своей жизни, вольно или невольно, хочет он этого или не хочет, это всё равно с ним происходит. Так Бог устроил человека, в этом возрасте человек вспоминает всё, что было с ним раньше. А к 70 годам это просто удивительная вещь, этот феномен достоин особого изучения! Когда люди переживают свою жизнь заново, всю, в красках, в деталях, в цвете, со всеми интонациями голоса, который они слышали с теми, с кем встречались в своей жизни, вспоминают людей, которых они уже давно забыли. И жизнь всплывает в памяти в таких нюансах, что человек просто заново живёт свою жизнь, он смотрит свою жизнь как кино, ему это очень интересно. И нам иногда кажется, что бабушка или дедушка, которые сидят на скамеечке возле подъезда и как-бы тупо смотрят в одну точку, они: "ну всё, ну что, маразмируют потихонечку, уже ничего не интересно". Это мы такие активные, нам всё интересно, весело, всё ярко, впечатлений очень много. Ничего подобного!

Их жизнь может быть даже интереснее, чем у молодёжи, потому что она внутри их переживается. Происходит мощнейшая душевная работа, и хочет или не хочет - человек будет подводить итоги своей жизни, потому что всё, что он вспоминает - он уже оценивает с высоты своего теперешнего возраста и жизненного опыта, и значит, обязательно даёт другую, новую оценку всему тому, что было в жизни. И состояние душевного здоровья человека в этом возрасте чуть ли не на 100% определяется тем, какую оценку даёт человек своей жизни, какие выводы он делает из тех размышлений, которые навеяны человеческой памятью.

И всё будет хорошо, и человеческое здоровье будет сохранено, и может быть даже поправлено, если оно было расстроено в активный период человеческой жизни, если человек сделает верные выводы из того, что с ним происходит в его душе, в его уме, памяти, воображении. Если человек увидит, что очень многое из того, что он делал в жизни - он делал не так, не правильно, и что в жизни было очень много заблуждений, в жизни было очень много грехов. И если в этот момент жизни человек встретит Бога, встретит в том смысле, что поверит в него, Бог - станет для человека очевидностью. То тогда человек будет утешен Богом. Человек увидит Божью милость, безграничную любовь Бога к человеку согрешающему, но кающемуся. И тогда можно будет сказать, что всё это было не зря, не напрасно, вся жизнь была не напрасна - со всеми её заблуждениями, со всеми её катаклизмами, со всеми утратами, скорбями, страданиями, болезнями - всё было не напрасно, всё было для этой встречи, чтобы человек увидел, что он никогда не был один. Что с ним всегда был Бог, который вёл человека к себе, к этой встрече, когда у человека раскрылись глаза на Бога и он его увидел. И обнаружил, что без Бога человек ничто. А вот сейчас, когда это стало очевидностью, - более радостного, чем осознание того, что ты не один, а с Богом, и что ты призван для того, чтобы быть с Богом всегда, бесконечно, бесконечно радоваться в общении с ним - вот это и делает жизнь наших стариков радостной, осмысленной и наполненной по-настоящему.

Но, если человек из всего этого делает другие выводы, и если человек озлобляется, ожесточается, когда он считает, что во всех его нынешних проблемах: в маленькой пенсии (когда он считает копейки, чтобы дожить до следующей пенсии), в испорченном здоровье, в невнимании молодёжи, в чёрствости и скупости на любовь родственников; когда он обвиняет в этом всех и вся: и страну, и государство, и общество, и внешних каких-то врагов, и жидомассонов. Когда он не видит причины скорбных своих переживаний - в себе самом, и не начинает каяться, вот тогда происходит серьёзная невротизация личности. Человек разрушается, запускается процесс саморазрушения человека.

Бог ждёт человека, которому он дал дожить до этого возраста - даёт возможность увидеть себя самого, всеми этими обстоятельствами, в которые человек помещён. Бог как бы говорит: "ну посмотри, нет, никого не осталось кроме Меня. Смотри, вот Я. Это всё Я, это всё от Меня, и только со Мной ты будешь счастлив, и спасёшься".

Вот если глаза человека, духовные очи его не раскроются, не узнает человек в этом во всём своего Создателя, то человеческая жизнь может закончиться трагедией, невротизация примет необратимый характер. Человек будет ожесточаться, ожесточаться, он будет психопатизироваться до формирования настоящего бреда, когда у человека возникают настоящие бредовые установки, разубедить его практически невозможно. Формируется шизоидный тип личности. Шизоидный в том смысле, что человек уже адекватно не воспринимает и не оценивает ничего из того, что его окружает. На это наслаиваются и естественные телесные болезни: атеросклероз, гипертония, ишемическая болезнь, сахарный диабет... И у человека всё меньше и меньше остаётся шансов на то, чтобы вразумиться и покаяться.

Поэтому в этом возрасте очень важно побыть наедине с самим собой и попытаться осмыслить и переосмыслить всю свою жизнь. И оставшееся время здесь, на земле, провести с максимальной пользой для своей бессмертной души.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним - Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну - от его ног, другую - от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

- Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

- Мое милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Христианская притча

Мы подошли с вами ко второму барьеру.

Ну, хорошо. Атеизм не годится. А какая религия?

Один журналист написал: "В мире тысячи религий". Другой его поправил: "Да нет, их всего немного". Религий, по крайней мере, до недавнего времени было не много. И вообще, по существу, религий очень мало, просто очень много разновидностей одного и того же религиозного направления. Очень много! Возьмите христианство сейчас: и православные христиане, и католические, и лютеранские, и баптистские, и методистские, и англиканские, и епископальные. Очень много. Но речь идет уже не только о ветвях одной религии, здесь нужно иметь ввиду и нечто другое, что появляется в наше время. В настоящее время очень много, так называемых, синкретических религий. Синкретические - это те религии, которые создаются энтузиазмом какого-нибудь человека или нескольких человек. Каким образом они создаются? Вот в желудок кладётся разная пища, а получается одно… Так вот и здесь. Слышат и принимают, Бог знает что - отовсюду, и в их голове, как в желудке, всё это перемалывается, и выплёвывается, наконец, какой-нибудь там саентолог ("Саентология" - система верований и практик, состоящая из скомпилированных разного рода околонаучных и религиозных идей). Порой, "мировоззрение" такого человека может смешивать в себе совершенно несовместимые идеи и концепции.

И ведь выплёвывается нечто новое. Если посмотрите на это новое, то оказывается, чего Вы только там не найдёте. По истине, "всякой твари по паре". И потом начинается: что это - христианская ли эта секта? Индуистская? Или буддистская? Или иудейская? Или квазирелигия?

Квазирелигия (англ. quasi-religion) -- понятие (термин), которое используется для описания совокупности возникающих в обществе, под влиянием секуляризации, новых образований, феноменов или форм сознания, внешне обладающих некоторыми признаками религии, но в сущности таковой не являющимися. Квазирелигия с самого своего зарождения вступает в противоборство с классической религией и стремится её заместить.

Голову ломают! Ещё бы не сломать, когда тут действительно всего полно.

Жил в городе человек, похвалявшийся своей мудростью. Один человек решил испытать его и говорит:

- Признаю тебя мудрецом, если ты будешь спокойно переносить оскорбления и брань. После чего бранил и оскорблял его, покуда не устал делать это.

- Теперь-то ты веришь, что я действительно мудрец?

На это испытующий ответил:

- Я бы поверил, если бы ты промолчал.

Христианская притча

Так вот, если говорить о таких религиях, которые имеют вполне конкретные корни, определённую историю происхождения, и уже устоявшуюся традицию, то их совсем немного. Это следующие мировые религии: христианство, мусульманство (которое хотя и возникло спустя шесть с половиной веков после христианства, но приобрело очень большой размах), иудаизм (хотя религия по числу своих верующих очень мала, но имеющая древнюю историю; только не смешивайте иудаизм с ветхозаветной религией, - это совершенно разные вещи; Ветхий Завет весь жил Мессией, Христом, как предсказывали пророки -Он пришёл, но иудаизм отверг Мессию - Христа, поэтому там произошли радикальные изменения, искажения ветхозаветной религии), буддизм (который существует две с половиной тысячи лет) и, я бы назвал ещё одно направление, уже имеющее множество разновидностей - это, так называемые, естественные религии. Термины тут разные: натуралистические религии, естественные религии, языческие религии. Это одно и то же. Наилучший, пожалуй, термин - это естественные религии. Хотя буддизм входит в категорию естественных религий, но по масштабам распространения и значимости может быть поставлен отдельно. Вот и всё.

3. Какая же религия истинная?

Мы сейчас назовём одну вещь, которую стоит запомнить и на которую стоит обратить внимание. Вы знаете, что только христианство имеет аргументы, подтверждающие его истинность? Если Вам придется вести разговоры с представителями других религий, спросите: "А какие у вас есть аргументы, подтверждающие истинность вашей веры?" Вы не представляете, насколько это серьезный и убийственный вопрос для всех религий, за исключением христианства. Христианство имеет целый ряд объективных, подчеркиваем, объективных аргументов, свидетельствующих о нём, как о религии истинной.

Когда мы говорим "объективных", то говорим о следующем: речь идет уже не просто о внутренних переживаниях, на которые Вам сошлется представитель любой религии. Речь идет совсем не об этом, зачем об этом говорить? Это все имеют. Пожалуйста…

Христианство имеет объективные доказательства, аргументы, своей истинности.

Один из этих аргументов мы затронули, но говорили о другой его стороне, поэтому вы могли не обратить внимания. Речь идет о мученичестве.

Само по себе мученичество, как понять, почему это аргумент? Давайте с Вами посмотрим, при каком условии могло произойти это явление - гигантское по своим масштабам явление мученичества в истории христианства. О чем оно говорит? Оно говорит о том, что переживание Бога как величайшего блага, блага перед которым всё земное, в том числе страдания и пытки, оказываются ничтожными. Такое переживание свидетельствует ни о чем ином, как об истинном Боге, открывающемся человеку. О Боге, который действительно действует в этом человеке, и который дает ему подобное мужество. Вообще, тот, кто изучал это явление, представляет, каким мукам подвергали христиан.

История так же сообщает, что были отпадшие, т.е. христиане, которые отрекались, их было тоже очень много. Вы думаете, что все христиане так пострадали до смерти? Нет. История Церкви говорит об отпадших, были специальные каноны приёма обратно отпадших, они же отрекались от Бога. Специальное время было на покаяние, на особые подвиги. Не отрекались от Христа те, кто своей праведной жизнью (праведной, т.е. правильной жизнью) делал себя способным к переживанию Бога, к вхождению Бога в его душу. Вот кто не отпадал от Бога. По существу, что это за люди? Это люди, действительно, с чистым сердцем, т.е. не лукавые. Это очень важно. Второе, важнейшее, что это люди- смиренные.

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет. 5:5)

Смирение -- моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это -- "скромность духа; отсутствие гордыни; кротость". Смиренный человек "скромный в душе; не гордый". Он "вежливый и почтительный". Смирение не является трусостью, или слабостью. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.

У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

- Будь счастлив.

Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

- Неужто ты такой смиренный?

- Нет, - ответил нищий, - просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

Христианская притча

Вот - эта категория чистоты. С одной стороны чистоты, целомудрия; с другой стороны, смирения,- оно делало способными людей к восприятию Бога. Они были способны на эти страдания, потому что то благо, та радость, которую им давал Бог в их душу, всё покрывало. Великомученик Евстратий, когда с него сдирали кожу железными скребками, вдруг неожиданно для своих мучителей воскликнул: "Мучение это - радость рабам Твоим!"Они были потрясены: потоки крови текут по его спине, и вдруг он произносит такие слова. Возможно, Евстратий говорил не только про себя, но и про своих мучителей. К слову сказать, слово "раб" тогда не имело унизительного оттенка, а выражение обозначает человека - как существо, созданное Богом. Подобные же слова произнесла одна из мучениц (Вера, Надежда, Любовь). Ещё девочка, и такие слова! И сколько таких случаев!

С горячей верой, Бог даёт человеку такую радость, такое переживание, перед которым, действительно, всё земное становится ничто. Один из аргументов истинности христианства заключается в том, что оно, христианство, показало беспрецедентное свидетельство мученичества. Такое свидетельство, которое не имела ни одна религия мира.

Посмотрите, как развивалось христианство, в каких условиях? Начальник нашего спасения (так называет апостол Павел - Христа) жесточайше убит, распят. Все Его ученики погибли, за исключением Иоанна Богослова, в жестоких муках. "Христиан ко львам!"

Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство. Первый эдикт: - Богослужебные собрания христиан запрещаются; - Христианские храмы разрушаются; - Книги Священного писания отбираются и сжигаются; - Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав; - Христиане-рабы навсегда теряют возможность освобождения; - Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы. Второй эдикт: - Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники. Третий эдикт: - От всех заключенных в темницу христиан, требовать, чтобы они принесли жертву идолам; - Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками. Четвертый эдикт: - Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.

Самым страшным было последнее гонение на христиан при императоре Диоклитиане. Это гонение продолжалось с 303 г. до 313 г. по Р. Хр. Тогда убивали сотни тысяч христиан, с самыми разнообразными видами мучений. При этом гонении книги Священного Писания отнимались и сжигались.

Современник гонений, известный христианский писатель и учитель философии в Никомидии, Лактанций пишет: "если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, претерпенных верующими".

Мучили в одном месте от десяти до ста человек в день; многих измученных и изувеченных снова лечили, чтобы опять мучить. Мучили христиан без различия пола и возраста. "Я сам был очевидцем этого", пишет историк Евсевий, "так, что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга".

Но страдания и подвиги мучеников укрепляли и распространяли веру Христову среди других людей. Многие язычники, видя веру и подвиги христианских мучеников и чудеса, бывшие при этом, сами убеждались в истинности Христовой веры, и принимали христианство. Чем больше гнали и мучили христиан, тем больше вера христианская укреплялась.

И вдруг, несмотря на это… Вы представьте себе, государственная власть издает закон, само имя христиан вне закона. Каждый должен быть уничтожен, и не просто уничтожен, а "ко львам христиан!"

Скажите, сколько времени может существовать такая религия? Сколько? Год? Не знаю… Два? Очень скоро должна быть уничтожена.

А что мы видим в истории? Триста лет бесчеловечных гонений окончились победой! Это не понятно. Христианство, в силу логики нашей жизни, должно было быть уничтожено в первые же несколько лет своего существования. На это и рассчитывали. А вместо этого торжество христианства.

Мы говорим об исторических фактах. Что это такое? Пусть ответят, пусть объяснят. Интересно, чем объяснят.

Это один из очень ярких, объективных аргументов, объективных, т.е. тех, на которые человек может посмотреть, верит он или не верит, христианин он или другой веры. Этот момент свидетельствует о том, что христианство живет не человеческой идеей, не просто философским убеждением, что Господь Иисус Христос - Бог, Спаситель, это не мнение о том, что христианство, "пожалуй", истинно. Нет. Потому что за мнение пойдут единицы на смерть, а миллионы - никогда.

Обратим внимание на другие моменты. Христианство вовсе не уводит человека от всех жизненных проблем, в царство иллюзий и мира идеального. Христианство как раз открывает человеку возможности правильного подхода к этим проблемам. Оно дает ясный ответ на все самые фундаментальные и жизненно важные вопросы человеческого существования. Христианство дает цельное мировоззрение человеку, причем такое мировоззрение, которое не отвлекает человека от всех жизненно необходимых проблем и задач этой жизни; оно дает человеку необычайное мужество, радость и силу. Вы только вдумайтесь в эту идею - "Бог есть любовь", - что это значит? Это значит, что все то, что совершается со мной (мы не говорим о том положительном, что совершается, - это мы с удовольствием принимаем, - мы говорим о том отрицательном, когда нас ругают, обижают, оскорбляют и т.д.), - все это совершается не потому, что этот человек, эти люди такие злодеи, им Бог Судья, для меня это совершается потому, что мне это полезно.Все это совершается по премудрому и любвеобильному промыслу Божьему, т.е. для меня совершается какое-то благо; то, что я принимаю как очень неприятное, нехорошее, тяжелое, скорбное, страдательное, на самом деле - благо. Об этом отдельно поговорим немного позже.

Cтоит также отметить, что с чисто формальной точки зрения христианство не содержит в себе никаких положений в учении, которые противоречили бы совести человеческой, или разумному отношению к жизни человеческой, напротив, христианство призывает именно к жизни по совести (совесть - это голос Бога в человеке), более того, возводит нравственное начало в человеке на такой высокий уровень, что даже люди, очень далекие от христианства сознаются в том, что более замечательного образа в истории, более совершенного образа, нежели образ Евангельского Иисуса, не встречали нигде. Это образ совершенного человека. Вот Он какой идеал человека, вот на Кого надо ориентироваться. Христианство вне времени.

Этот аргумент, скорее, этический, который прямо говорит о том, что христианство - религия, против которой мы ничего не может сказать дурного. А как оно проявляло себя в истории, и как оно осуществляло и осуществляет себя в конкретных людях, это вопрос уже другой. Тут мы видим разное, от потрясающих вершин святости и любви, до Иуд и им подобных. Но это вопрос уже другого порядка. Само же христианство действительно удивляет каждого, кто бесстрастно начинает с ним знакомиться, своим величием и нравственным и умозрительным, просто величием как таковым.

Существует ещё несколько очень серьезных аргументов. Заключаются они в следующем, их целая совокупность.

Христианство предлагает такое учение о Боге, такое учение о спасении, которого во всю эпоху дохристианского существования человечества ни в одной религии и ни в одной философской системе не было. Вы скажете: ну и что из этого? Новая религия, так новая система… А вот, что из этого.

Кто явился родоначальником христианства? Иисус Христос - даже не учился, вот где и откуда Он всё знает, если не учился? Не профессор был, не монах, не архиерей. Никто, простой необразованный странник. Апостолы (ученики и последователи Христа) - рыбаки, а мы знаем, кто такие рыбаки в ту то эпоху.

У Н.Бора (известный физик, один из создателей квантовой механики) есть различение двух видов суждений: тривиальные и нетривиальные суждения. Тривиальные - это те суждения, противоположные которым являются просто ложными. Например, белое - черное, мужество-трусость. Можем найти сколько угодно противоположных суждений и утверждений. Это тривиальные суждения, т.е. обычные.

Делись добром ;)