logo
Религия древних майя

3.1 Обряд жертвоприношения

Основным обрядом религиозного культа у майя, особенно в последний период, были жертвоприношения, прежде всего человеческие. О них многократно повествуют не только первые хронисты, но и настенная роспись в майяских зданиях, и женские скелеты, найденные в сеноте Чичен-Ицы.

Ритуал мог принимать разнообразные формы, однако, он всегда оставался событием, обеспечивающим порядок мира и покорение хаоса. Жертвоприношение было не простой попыткой умилостивить богов -- этот ритуал демонстрировал процесс общения человека и богов, которые являлись источниками жизни.

Человека, предназначенного в жертву, жрецы обмазывали священной жертвенной краской (особый вид лазури), а на голову ему надевали специальный высокий жертвенный «колпак». Потом, очевидно, под аккомпанемент религиозных песнопений его вели на вершину пирамиды. Четыре помощника первосвященника (чаки), тоже обмазанные священной жертвенной лазурью, хватали жертву каждый за одну конечность и клали навзничь на алтарь. Затем приближался наком -- церемониймейстер -- и каменным ножом вскрывал жертве грудь. Стремительно вырвав из разверстой груди живое сердце, он передавал его главному чилану, а тот брызжущей из всё еще пульсирующего сердца кровью окроплял изображение или статую бога, в честь которого совершалось жертвоприношение. Тело жертвы чаки сбрасывали со ступеней пирамиды. Внизу все еще дергающимся в конвульсиях телом завладевали другие жрецы. Они сдирали (в буквальном смысле слова) с еще теплого трупа кожу, в нее тотчас же облачался главный чилан и на виду у тысяч зрителей исполнял неистовый ритуальный танец. Затем тело жертвы либо сжигалось, либо -- в том случае, когда умерший был мужественным воином, -- разрезалось на множество мелких кусочков и тут же поедалось знатью и жрецами (видимо, для того, чтобы участники трапезы обрели достоинства покойного). Кровь у майя почиталась «любимейшей пищей богов. [4, с. 116]

Жрецы города «колдунов воды» Чичен-Ица, бывшего в V-VI веках н. э. политическим и культурным центром майя, на севере полуострова Юкатан совершали детские жертвоприношения. В ходе ритуала дети сбрасывались в считавшиеся священными карстовые колодцы, наполненные водой, которые обычно образуются при провале свода пещеры.

Место проведения жертвоприношений также было выбрано неслучайно -- колодцы у майя не только выполняли роль источников питьевой воды, но и являлись сакральным местом, вратами в потусторонний мир, которые позволяли смертным общаться с богами.

В жертву приносились как захваченные в ходе войн пленники из других племён, так и представители собственного народа, в том числе и члены высших слоёв общества. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертву в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высших слоёв противника.

Таким образом, жертвоприношение являлось основополагающим элементом религии древних индейцев майя. Индейцы были уверены, что, жертвуя жизнями некоторых, они сохраняли жизнь в целом.