logo
Религия друзов

1. Зарождение друзской религии

Друзы по происхождению ранее являлись одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов, однако в XI веке откололись от неё и прекратили конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века, претерпев, в последующем значительные изменения. Вера друзов началась с движения в исмаилизме, в основном, под влиянием греческой философии и гностицизма и против некоторых религиозных и философских идеологий, которые присутствовали в ту эпоху.

Некоторые представители общины утверждают, что друзская религия возникла в Египте задолго до ислама, в первом веке нашей эры. Согласно этой версии, история человечества делится на семь эпох, в каждую из которых существовал один пророк и один мудрец, знавший тайное учение друзов и передававший его избранным. Мудреца называли вестником. Большинство друзов не принимают эту теорию.

Среди западных и российских («ленинградская школа») востоковедов существовала и альтернативная типология друзов, согласно которой они не являлись самостоятельной религией, а были суфийским орденом в рамках исмаилитского направления ислама.

Сэр Лоуренс Олифант, бывший одним из первых ученых, заинтересовавшихся религией друзов, называл их “мистиками с Ливанских гор” и обнаруживал связь их представлений с китайской теологией.

Блаватская Е.В пишет: «Полагают, что друзы представляют собой результат смешения курдов, марди-арабов и некоторых других полу-цивилизованных племен. Мы же позволим себе заявить, что они являются потомками и результатом смешения всех наций - мистиков, которые, перед лицом жестокого и безжалостного преследования ортодоксальной христианской церковью и ортодоксальным исламизмом, собирались вместе с самого начала распространения мусульманства и постепенно создали свои постоянные поселения в укреплениях Сирии и горы Ливан, где они сперва искали себе убежища». Согласно основной версии, религия друзов распространилась в Египте и Сирии в XI веке, в период с 1017-го по 1043 год. Учение возникло при халифе ал-Хакиме (996--1021). Еще в юности ал-Хаким проводил много времени в несравненной библиотеке Фатимидов, которая, по свидетельству современников, насчитывала 600 тысяч рукописей. Таким образом, он узнал о неисчерпаемом многообразии мира и, возможно, именно поэтому проникся идеями весьма далекими от традиционной мусульманской религии. А проникшись, приступил к экспериментам. Из ислама обращался в христианство, из христианства - в иудаизм, и снова возвращался к исламу. Не будем забывать, что ал-Хаким был халифом - полным и безраздельным правителем, ему было позволено многое, если не все.

На престоле он проводил крайне противоречивую религиозную политику, заставляющую многих исследователей сомневаться в его психической уравновешенности. Вот что пишет о нем в своей работе К. Д. Петкович: «Он проклял в мечетях Каира первых мусульманских халифов, сподвижников Магомета, а спустя несколько дней отменил отлучение. Заставил евреев и христиан отступать от своей веры, потом приказал им опять вернуться к своему исповеданию. Для развлечения он повелел сжечь половину города Каира, а другую половину отдал на расхищение своим солдатам. Не довольствуясь этим, он воспретил мусульманам соблюдать их обычаи (Рамадан, Хадж, Салат и пр.), и наконец простер свое сумасбродство до того, что велел поклоняться ему как божеству.» ал-Хаким стал центральной фигурой в друзской вере, хотя его собственные религиозные взгляды были оспорены среди ученых.

Джон Эспозито утверждает, что ал-Хаким считал, что "он был не только божественно назначен религиозно-политическим лидером, но и космическим интеллектом связи с Божественным созданием", в то время как другие, как Нисим Дана и Мордехай Нисан утверждают, что он воспринимается как проявление и реинкарнация Бога или предположительно образ Божий. 30 мая 1017 халиф ал-Хаким объявил себя воплощением Бога на земле и повелел соответственно чтить его. Этот день друзы считают днем своего основания. Во сне ал-Хакиму явился Бог и сказал: «Люди стали плохо и неправильно верить в меня, они искажают мою суть и мои послания. Создай новую чистую религию, чтобы вернуть людям понятие истинного Единого Бога. Я выбрал тебя, потому что ты халиф и народ не осмелится тебя ослушаться». И Бог продиктовал ал-Хакиму основы новой монотеистической религии. Халиф проснулся и призвал к себе тех, кому доверял и кто, по его мнению, был способен воспринять и записать Откровение.

Египтяне роптали по поводу странных, полных ереси, суждений своего правителя и относились к ним с насмешкой, считая это свидетельством сумасшествия своего правителя. Однако, при дворе ал- Хакима, нашлись люди, поддержавшие его и последовавшие за ним. Из них наиболее известен - Мухаммад ибн Исмаил ад-Дарази. Историки сообщают, что однажды в мечеть явился ад-Дарази и перед Советом провозгласил ал-Хакима новым исламским пророком. Религиозная общественность приняла в штыки еретические заявления ад-Дарази. И он был вынужден покинуть Египет. Он нашел себе надежное пристанище на севере Израиля, между горами Хермон и Ливан. Здесь он начал распространять свое учение о халифе-пророке.

В 1021 г. халиф таинственно исчез, существуют различные версии этого события. По одной, он был убит собственной сестрой Ситт ал-Мулюк, которая стала регентом его сына и почти полновластной правительницей Египта. Есть также версия, что ал-Хаким покинул Египет, опасаясь убийства, а потом принимал деятельное участие в организации друзской общины в Ливанских горах под именем Хамза бен Али, одного из главных вдохновителей движения за обожествление халифа.

Хамза бен Али - духовный отец друзской религии, он известен под арабским прозвищем ал-Ахди, что означает, «наставник». Он записал основные положения новой веры и активно ее популяризировал. После того, как в 1021г. исчез ал-Хаким, ал-Ахди провозгласил что «Пророк» временно ушел в следующий мир, и вернется ко всем верующим в него в качестве махди, в новом величии, в будущем.

Проповедников новой религии было много, но история не сохранила их имена. Известно только, что Хамза и его ученики отправились в разные концы арабского халифата с проповедью новой веры. В 1043 году закрылись Врата Проповеди, и вместе с ними для всего мира закрылась религия друзов.

Почему закрылись Врата? Этого не знает никто. Сами друзы намекают, что так решил непосредственно ал-Хаким, которому приказал это сделать Бог, посчитавший, что на Земле теперь достаточное количество душ друзов, и тот, кто друзом стать не успел, что называется, опоздал.

Одни специалисты видят в название "друзы" описательный эпитет, полученный из арабского daresah ("тех, кто изучает"). Некоторые полагают, что слово происходит от арабско-персидского слова Darazo ("блаженство") или от имени ад-Дарази - одного из первых новообращенных в веру.

Сами друзы нередко негативно относятся к личности ад-Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют. Они часто воспринимают его, как оскорбительное, так как из поколения в поколение передают память о предательстве ад-Дарази, который со временем начал сдавать некоторых друзов мусульманам, которые безжалостно убивали отступников.

Они используют в отношении себя слово «мувахиддун», которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

друзский религия вера политический