1. Опиум народа
Словосочетание «Религия есть опиум для народа» стало известным после публикации в 1844 году Карлом Марксом своей работы «К критике гегелевской философии права», однако сравнение религии с опиумом было известно ещё до Маркса. Авторитетные источники полагают, что первым его использовали сразу два автора: маркиз де Сад в своем романе «Жюльетта» и поэт Новаллис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца». «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы (Ihre sogenannte Religion wirkt bloЯ wie ein Opiat: reizend, betдubend, Schmerzen aus Schwдche stillend) » - писал Новаллис в своем сборнике, опубликованном в 1798 году.
Существует множество трактовок этого образного определения религии, ведь слово «опиум» в разные периоды человеческой истории имело разные значение и смысл. Профессор Абердинского университета доктор Эндрю МакКиннон считает, что существует 5 трактовок этого выражения:
- Введение
- 1. Опиум народа
- 1) Опиум как важный лекарственный препарат;
- 2) Опиум как символ конфликтов;
- 3) Опиум как источник социальных проблем;
- 4) Опиум как источник вдохновения;
- 1.4 Опиум как источник вдохновения
- 1.5 Опиум как наркотик
- 2. Религии в мировой истории
- 2.1 Вера центрально-американских индейских племен.
- 2.2 Вера в Средневековой Европе
- 2.3 Вера в современном мире
- Заключение
- 40 «Религия — опиум для народа»
- Учение о религии
- Попытки определения религии
- Тема 4. Культуротворчество народов мира: миф и религия. (4 часа).
- 10.4. «Опиум для народа»: псевдорелигии против истинной религиозности1
- Для эссе: теории сущности религии
- IV. Опиум для народа.
- "Почем опиум для народа?"
- Идея бога – опиум народа