Верования в Китае

курсовая работа

III. БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма - «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению» - не противоречит другим религиям. Общеизвестно, что человек - существо социальное. Но канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе. Он сам может себя уничтожить или спасти себя. Буддизм учит, что объективная реальность - всего лишь бесконечный поток вечно изменяющихся элементарных частиц, вспышек энергии. Поэтому этот мир иллюзорен, неустойчив, изменчив. Следуя канонам буддизма, человек может достичь просветления и освободиться от страдания.

Хронологию и географию распространения буддизма можно представить так. В конце первого тысячелетия н.э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н.э. он распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в себя земли, которые входили в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.н.э. буддизм проникает в Китай, в IV - в Корею, в VI - в Японию, в VII - в Тибет, с XIII по XVI вв. - в Монголию, в XVII - XVIII вв. - в Бурятию и Туву. В конце XIX - начале XX вв. буддизм появляется в Европе и Америке. Особое значение для развития буддизма имело правление царя Ашоки (268-231 гг. до н.э.). Он объявил себя защитником и покровителем буддизма. Именно при этом царе началось становление буддизма как мировой религии.

Буддизм - живая и жизнеспособная религия. В зависимости от угла зрения его можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.

Китайская версия буддизма представляет собой преимущественно один из вариантов Махаяны. Хинаяна распространена (с 13 в.) в основном среди меньшинств провинции Юньнань. Ранняя история буддизма в Китае документирована слабо. Предание связывает появление здесь этого учения со сновидением императора Мин-ди, которому явился золотой образ божества, витающий над дворцом. Брат императора истолковал это как указание на пришествие Будды, после чего в Индию были отправлены послы с поручением привезти тексты и пригласить учителей буддизма. Считается, что это событие произошло в 61 г. н.э. Через 6 лет прибывшие в Китай индийские ученые начали работать над переводом буддийских текстов, однако право принимать монашество китайцы получили лишь в 335 г. В IV в. Кумараджива совместно с 700 учеными монахами осуществил перевод более 300 томов буддийских сочинений. В том же веке китайский монах Фасянь (ок.337-422 гг.) посетил Индию, положив начало традиции паломничества. Самый известный из паломников, Сюаньцзан (602-664 гг.), провел в Индии - 17 лет, учился в Наланде и по возвращении в Чаньань (645 г.) перевел 1335 буддийских текстов. Позднее его путешествие нашло отражение в ряде литературных произведений, в частности, в знаменитом «Путешествии на запад». Буддизм в Китае прививался трудно: несмотря на то, что некоторые императоры (например, лянский У-ди) даже пытались стать буддийскими монахами, традиционалисты всегда были настроены против чужеземной религии. Известны даже гонения (впервые в VIII-IX вв.), когда монастыри закрывались, а монахи массами обращались в простых подданных империи. Тем не менее буддизм сумел заполнить в Китайском социуме те ниши, которые не были достаточно освоены конфуцианцами и даосами. Прежде всего это касается погребального обряда и заупокойного культа. Поскольку только буддизм обладал развитыми представлениями о загробной жизни, переселении душ, рае и аде, обращенные к этим сферам стереотипы массового сознания оказались под его доминирующим влиянием. Традиционный культ предков и социальной иерархии способствовал принятию изображения загробного царства в виде своего рода имперской канцелярии во главе с «императором» Яньло-ваном (санскр.Яма). Другими важными образами буддийского по истокам, но переработанного народным сознанием пантеона стали демоны-прета (эгуй), милосердная богиня Гуаньсинь (санскр.Аволокитешвара) как властитель «Западного рая», стремление к возрождению в котором стало фактически заменой пути к нирване, особенно в школе «чистой страны».

Наиболее оригинальным произведением китайского буддизма может считаться знаменитая школа Чань (в Японии - дзэн), формирование которой началось в поздне-ханьский период и эпоху Вэй-Цзинь (3-5 вв.), а расцвет пришелся на время династии Тан (8 в.) Первоначальным стимулом к распространению Чань-буддизма, как полагают, послужил выполненный Аньшичао (2 в.) перевод на китайский язык махаянской «Махананасиртхи-сутры». В последующие века, до эпохи Южных и Северных Династий (420-589 гг.), было переведено не менее пятидесяти аналогичных сочинений, трактующих принципы созерцательной жизни (санскр. дхьяна, кит.чань, откуда и название самого учения и практики). Последователи Аньшичао упражнялись в безмолвном и неподвижном сосредоточении на каком-либо мыслимом предмете, что получило название «концентрации сердца на одном [объекте]», однако впоследствии упор стали делать на максимальном очищении сознания от любых образов. В эпоху Суй (581-618 гг.) произошло сближение чань-буддизма с другими школами, также выдвигавшими в это время на первый план созерцательные практики. В эпоху Тан (618-907 гг.) наметилась тенденция к компромиссу чань-буддизма с конфуцианством. Возможно, это сыграло свою роль в необычайном распространении влияния учения в VIII в., когда чань-буддизм практически вытеснил в интеллектуальной среде как философский даосизм Лао-цзы и Чжуан-цзы, так и его практические приложения, известные как «учения о сокровенном» или «даосская алхимия». При этом полагают, что чань-буддизм многое заимствовал из этих источников при создании собственной теоретической системы, в свою очередь оказавшей серьезное влияние на сунских и минских «неоконфуцианцев», особенно на их теорию «ли-принципа». В более узком смысле под чань-буддизмом понимают также учение патриархов школы чань-буддизма как особого института в истории китайского и японского буддизма. По преданию, основателем этой традиции был выходец из Индии ученик Будды, живший в VI в. в монастыре Шаолинь(совр. провинция Хэнань). В этой своей институциональной форме чань-буддизм развился как специфическая школа созерцательной практики, основными видами которой признаются «медитация сидя», а также называемые Гуньань (ян.коан) - истории из жизни патриархов чань-буддизма, размышление над которыми должно было способствовать достижению внезапного «озарения» (у ян.сатори), позволяющего ученику осознать в себе самом собственную подлинную природу - природу Будды, а также увидеть вещи в истинном свете и вступить в поток жизни, принципиально отказавшись от различия оппозиций, каковы жизнь и смерть, бедность и богатство, «я» и «не-я» и т.д. Учение об «озарении» было в основном разработано шестым патриархом, фактическим основателем чань-буддизма Хуэйнэном (638-713 гг.). Дзэн признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный, «ничто». Только при помощи медитации можно постичь истинную сущность вещей. На протяжении всей своей истории Чань (дзэн)-буддизм оказывал сильнейшее влияние на многие сферы китайской и японской культуры. Китайская «живопись гор и вод» проникнута иконописной серьезностью по отношению к природе. Но для чань (дзэн) характерна недорисованность, недотканность, незавершенность композиции Ма Юань (период Сунн) завещал рисовать только один угол, оставляя простор воображению зрителя. Очертания гор едва заметны, едва выступают из размывов туши, обозначающих туман. Буддизму Китай обязан также монументальной храмовой архитектурой и скульптурой.

Мы рассмотрели три основных религиозных учения, преобладающих в Китае. Китай, как и любое другое государство в мире является многоконфессиональной страной. Поэтому стоит уделить внимание двум другим мировым религиям - исламу и католичеству.

Делись добром ;)