logo
Религия и искусство как проявление духовной составляющей развития общества

2. Луиджи Джуссани и его "Религиозное чувство"

Основатель "Comunione e Liberazione" (церковное движение "Общность и освобождение") Монсеньор Луиджи Джуссани обратился с призывом к участникам движения ежедневно читать молитвy Святого Розария в интенции прекращения кровопролития. "Вся планета в это время с тревогой смотрит на землю Авраама, осознавая, что происходящее там касается судьбы каждого из нас, - сказано в письме монсеньора Джуссани. - Казалось, что мир был уже достигнут, но теракты заставили усомниться в этом. <…> Палестинский народ переживает две трагедии: трагедию войны и трагедию лидеров, которые настолько презирают жизнь, что поощряют самоубийство молодых людей ради уничтожения других. У израильского народа есть свои основания, которые исходят из нравственной и физической необходимости выживания, но которые, однако, должны вести к поиску взаимного уважения. В эпицентре оказались христиане. <…> Следуя за Папой Иоанном Павлом II, давайте в семьях и общинах молиться Богородице, ежедневно читая Святой Розарий, дабы Бог спас Святую Землю, а значит - и весь мир".

Есть лишь три основных ответа на вопрос о смысле бытия.

Первый -- сводится к скепсис , к отказу от возможности разгадать загадку жизни, постичь Истину.

Второй -- утверждает, что бытие это слепой, абсурдный, по сути дела, бессмысленный процесс.

Третий ответ дает религия. Она утверждает реальность непреходящего смысла жизни, связывая человека и мир с высшим Началом.

Цель Л. Джуссани -- раскрыть сущность третьего ответа, ответа религии. Однако сначала он тщательно и всесторонне анализирует две первых установки: скептическую и материалистическую.

Людям, склонным лишь скользить по поверхности текста, привыкшим к "легкой" литературе или к звучному набору священных слов, я не советовал бы браться за эту книгу. Автор ее -- строгий и требовательный собеседник. Чтобы его понять нужно терпеливо, без поспешности, внимательно следить за ходом его мысли. Ни одно звено в ее цепи не должно быть упущено.

Медленно и бережно ведет он нас по ступеням к преддверию Храма и лишь в конце переступает его порог. Ведет, вооружившись рациональным методом. Призывает не отрекаться от разума -- великого дара Божия, -- а употребить все его силы для приближения к последней Реальности.

Быть может, некоторых озадачит или даже отпугнет его аналитический подход, скрупулезный разбор всех оттенков вопроса. Однако в этом Л. Джуссани лишь следует завету Паскаля, призывавшего правильно мыслить. Будучи католиком, автор глубоко усвоил умственную дисциплину, столь характерную для традиции, идущей от Фомы Аквината. А нам, православным, не следует забывать, что богословский интеллектуализм Аквината коренится не только в Аристотеле, но и в учении преподобного Иоанна Дамаскина.

При всем том "Религиозное чувство" -- не сухой отвлеченный трактат. Автор его делится с читателями своими воспоминаниями, своим жизненным опытом преподавателя и пастыря. Нередко он обращается к актуальным событиям, к поэзии, искусству, к переживаниям самых различных людей. Это делает его философский поиск живым и конкретным.

Дорога к Храму у Л. Джуссани -- это путь одинокого странника. Когда же странник вступает под священные своды, его одиночество кончается. Автор показывает, что религиозная жизнь выходит за пределы индивидуального опыта и требует Общины, в недрах которой совершается встреча с Богом, встреча со Христом. Но еще раз напомню, что эта книга только пролог, преддверие Храма. О самой сущности веры, веры христианской. Джуссани говорит в своем другом труде: "У истоков христианства как вызова" (русский перевод: Милан, 1988).

Одна из самых привлекательных черт Л.Джуссани -- искренность, интеллектуальная честность, своего рода прозрачность. Он уважает читателя-собеседника, доверительно впускает его в лабораторию своих идей. Делает соучастником напряженной и в то же время радостной и прекрасной работы мысли, -- мысли, взыскующей Духа.

Приведу небольшой фрагмент из труда философа:

"Наша природа -- это потребность в истине и завершенности, то есть в счастье. Любое устремление человека, чтобы он не делал, продиктовано этой крайней необходимостью, которая его образует. Но, достигнув крайних пределов собственного жизненного опыта, она еще не находит того, что она искала; у последней границы ее территории жизни эта крайняя необходимость еще ничего не нашла. И видимая стена смерти легко подтверждает справедливость этого замечания".

В Российском государственном гуманитарном университете 1 марта 2001г. прошла презентация книги Луиджи Джуссани "Религиозное чувство". Ее представили академик Сергей Аверинцев, ректор РГГУ Юрий Афанасьев, поэт Ольга Седакова и профессор Миланского университета Джанкарло Чезана.

Чтобы лучше понять содержание, воспитательную цель и способ изложения книги "Религиозное чувство", необходимо хотя бы немного знать о личности ее автора - священника Луиджи Джуссани. Он родился в Италии в городе Дезио в 1922 г. Церковное движение "Comunione e Liberazione" ("Общность и освобождение"), основанное Джуссани, восходит к началу 50-х годов, когда молодой преподаватель теологического факультета Миланского университета решает оставить академические богословские занятия, чтобы полностью посвятить себя студентам. Во второй половине 50-х годов это движение состояло в основном из миланских старшеклассников. Сейчас оно охватывает более пятидесяти стран и продолжает распространяться. Не формальный стратегический план, а живое слово, встречи и общение людей позволили движению стать в столь короткие сроки массовым.

В речи, посвященной его тридцатилетию, в 1984 г. Папа Иоанн Павел II напутствовал движение "идти по всему миру". Одновременно со своим географическим распространением движение обретало и внутреннюю зрелость. Его члены активно участвуют в культурной, социальной жизни и в делах милосердия. Луиджи Джуссани всегда заботился о том, чтобы движение не превратилось в нечто формальное. Им написано множество статей, ставших во многом ориентирами для дальнейшей жизни и деятельности "Comunione e Liberazione". Эти тексты не были написаны в тиши кабинета как философские или теологические исследования. Они отразили действительный церковный опыт, который, с одной стороны, старается вжиться в истинную католическую традицию, а с другой - ответить на вызовы современной культурной и социальной жизни.

Книга родилась из конспектов старшеклассников миланских школ, которым священник старался представить христианскую весть в терминах, понятных молодежи, все более секуляризующейся, колеблющейся между отказом от христианства и его формальным приятием. Сила идеи этой книги состоит в том, что христианская весть, или лучше сказать, личность Христа - это адекватный ответ на ту жажду истины и справедливости, счастья и любви, которая характеризует "сердце" (понимаемое как пробуждающаяся внутри человека устремленность к реальности, к воплощению в ней идеального образа) человека всех времен.

С этой точки зрения книга описывает как бы только первый шаг того пути, о котором рассказывается в двух других книгах, где речь идет о пришествии Христа ("У истоков христианского вызова"), и о том, как оно остается в истории через Его Тело ("Зачем существует Церковь?").

"Религиозное чувство" включает в себя три фундаментальные методологические предпосылки (важные не только для этого первого шага "пути", но и для последующих): реализм (то есть превосходство реальности над предвзятыми мнениями и идеями), разумность (утверждение способности человеческого разума к осознанию реальности в совокупности всех ее факторов, включая потребность в смысле), нравственность процесса познания, роль чувства в рациональном восприятии.

После рассмотрения "природы" религиозного чувства человека, которая по своей сути является потребностью в истине и счастье, Луиджи Джуссани анализирует основные случаи его умаления. Затем автор переходит к анализу того, каким образом вопросы, присущие религиозному чувству (В чем смысл жизни? Кто я? Откуда я пришел и куда иду?), пробуждаются в человеке. Он описывает явления реальности, как "знаки", которые отсылают нас к иному, к неведомому, к истоку. Автор доказывает необходимость свободы внутри этой реальности и необходимость ее воспитания.

Последние главы посвящены искушению идолопоклонством, которому всегда подвержено религиозное чувство, а также необходимости откровения, в котором объект религиозного чувства, Тайна, открывается человеку через благодать. Эта последняя часть подводит нас к следующему шагу (описанному уже в другой книге): там речь пойдет об историческом осуществлении откровения в личности Иисуса Христа, Тайне, ставшей Человеком.