logo
Роль религии в современном мире

1. Природа веры и понятие религии

Есть на свете люди, чей духовный опыт подсказывает: существуют некие запредельные, трансцендентные ("трансцендентный" - религиозные и философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума) силы. Такие люди верят в Бога, который принял страдание за человечество, потому что любит нас. Порой в душе человека рождается ощущение непосредственной близости к Божеству, возможности прямого общения с Ним. Верующий молится в надежде, что Бог услышит его исповедь. У такого человека накапливается опыт, который помогает ему жить, преодолевать жизненные трудности. Эти люди убеждены в том, что тайна человеческой жизни сопряжена с особым, божественным предназначением.

Но у многих такого религиозного опыта нет. Они полагают, что мир возник сам по себе, без вмешательства надличностных сил. Эти люди ищут духовные опоры, не связанные с Богом, прежде всего в самом человеке, в раскрепощении человеческого сознания, в грандиозном творчестве людского рода. Говорить с ними на религиозные темы почти бессмысленно: душа ничего, кроме скепсиса, не рождает. Получается странный разговор: ты ему про Фому(Бог есть!), он тебе про Ерему (Бога нет!)

Религиозное сознание как и свободомыслие, имеет давние традиции.[2с.3] Так что же такое вера? Ученые и богословы определяли ее по-разному и порой очень противоречиво. Религию связывали с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (нем. Богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым и т.д.

Не будем останавливаться на мнении "просветителей", будто религия есть продукт намеренного обмана. От этого взгляда давно отказались и сами атеисты. Зато гораздо упорнее держались они за другую концепцию 18 века, согласно которой религия - это плод невежества первобытного человека, не знавшего законов природы. Подобные утверждения еще встречаются довольно часто в антирелигиозной литературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека о природе становятся полнее; ее исповедуют люди , стоящие на самом высоком уровне интеллектуального развития.[1 с.9]

Вера - это состояние души человека, позволяющее ему преодолевать жизненные испытания, находить опору в жизненном бытии. Она врастает из самых глубин человеческого естества. Человек не может жить без веры, ибо он не просто вместилище разума.

Русский философ И.А.Ильин (1882-1954) писал: "Исторически положение индивидуальной человеческой души слагалось почти неизменно так, что ее самостоятельному религиозному исканию и усмотрению противопоставлялась - в лучшем случае - обретенная и формулированная религиозная истина, а в худшем случае - запрет и подавление… Религиозная жизнь лущи была опосредована и подчинена уставу; самодеятельность ее полагалась греховной, а порыв к ней - дьявольским искушением"(Ильин И. Шлейермахер и его "Речи о религии" // Ступени: Философский журнал. 1992 №3. с.59)

Знание не может уничтожить веру или заменить ее. Вот почему И.Ильин замечает, что человек, не способный переживать образов искусства, не должен говорить и писать об искусстве; ибо душа его художественно пустынна, а в пустыне злак не прозябает. В судьбе каждого человека вера - индивидуальное достояние. Известный французский философ Вольтер (1694-1778) при жизни был активным безбожником. О католической церкви он писал: "Раздавите гадину!" Однако перед смертью он позвал священника и исповедовался. Две стороны его личности наконец-то воссоединились…

Наиболее проницательные западные и восточные мыслители отмечали, что стремление извести богомольность, подорвать религиозное сознание оборачивается вовсе не господством светлого разума, а часто суррогатом религиозных чувств. Русский философ Николай Бердяев (1874-1948) подчеркивал, что глашатаи позитивной веры (он имел ввиду позитивизм как философское направление), отвергая религию, совсем не являли собой идеал рассудочной непогрешимости. Очищая себя от суеверий, они взращивали поразительные иррациональные фантомы(Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 19989. с.39).

В нашей стране был проведен грандиозный социальный эксперимент. Мы прошли через десятилетия принудительной, насильственной атеизации общественного сознания. Речь идет вовсе не о процессе секуляризации, обезбоживания мира, который развернулся в Европе после эпохи Возрождения. Едва ли не впервые в истории человеческого рода родилось демоническое, сатанинское устремление подорвать тысячелетние основы религиозного сознания, вытравить из человеческой природы ее базисные признаки, сконструировать безрелигиозное единомыслие. Рушились церкви, уничтожались священники, вытравлялась вера. Однако уничтожить религию не удалось.

Напротив в наши дни все чаще говорят о возрождении веры. Сейчас в России, как известно, ввели теологию в светских вузах. Она призвана заполнить духовный вакуум, который образовался в последние десятилетия в нашей стране в связи с попыткой отсечь важнейшие духовные культурные традиции. Современное образование невозможно без знания религии. Однако религиоведение - это не проповедь религии, не культовое изложение религиозных догматов. Как гуманитарная дисциплина она призвана дать широкую мировоззренческую картину мира, в которой находит свое место и свободомыслие и вера. Именно поэтому религиоведение обеспечивает диалог с наукой : теологией, философией, психологией, культурологией и историей.[2 c.4-5]

Что же такое религия? Исследователи расходятся в точном обозначении истока этого слова. Иногда слово "религия" связывают с латинским religio, обозначающим "благочестие", "набожность", "святыню". В этом смысле религия - это набожность, предмет культа. Другое латинское слово relegare - "связывать, привязывать". Религия включает в себя не тлько веру или совокупность взглядов, но и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога или божества. И наконец, латинское слово relegеre - "возвращаться, обдумывать, бояться". Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению ко всемогущей силе, дающей опору и достойной поклонения.[2 с.9]

Религия - это и определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом ( как бесконечным и абсолютным Началом мира), и вытекающее из нее (связи) благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы. В своей сути не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают нам современные мыслители.

Бог есть высшая реальность религиозной веры, рассматриваемая всегда как некая нетривиально трактуемая личность. Он считается сущностью, наделенной "сверхестественными" свойствами и силами. В самом широком смысле Бог есть сущность, наделенная всеми совершенствами. В это совершенство верят и преклоняются перед ним как сущим.[2 c.11-12]

трансцендентный религиозный философский верование