logo
Роль религии в современном мире

2. Функции религии

Вопрос о функциях - это вопрос о том, что дает религия, зачем она нужна человеку, грубо говоря, какая польза от религиозной веры. Человек должен воспринимать лучшее, что существует в окружающей его жизни, в том числе и религию. Конечно, и в религии не все однозначно, но и из религии надо брать лучшее.[3 c.292]

С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. Это значит, что религия может быть рассмотрена и с позиций выявления тех функций, которые она выполняет в обществе. [4 c.46]

Первая из функций заключается в том, что религия дает ответ на вопрос: каково происхождение и устройство мира. Это ее онтологическая функция. Религия подчеркивает значение творчества и Творца, а также значение законов природы, которые установил Бог. Ведь это в примитивных религиях Бог вынужден создавать все, например, лепить из глины каждого рождающегося человека. В развитых странах Бог совершает акт творения только качественно нового, а воспроизводство идет по создаваемым законам. Понимание наличия этих сотворенных Богом законов лежало в основе развития науки. В мире есть чудо , потому что есть Бог Творец, творящий по собственному произволу, но в мире есть и законы, которые может познать человек. Онтологическое значение религии переходило в гносеологическое значение. Недаром ученый Сваммердам писал: Я докажу вам существование божественного провидения, анатомирую вещь". В то же время ученые понимали, что Бог непосредственно не открывается в изучаемых ими явлениях и законы природы действуют сами по себе.

Религия ориентирует на то, что человек способен познать мир, потому что создан по образу и подобию Творца. Эта вера вдохновляла на познание природы, и посредством познания люди уподоблялись Богу, что особенно подчеркивалось в эпоху Возрождения. Вдохновленный Богом человек становится пророком, и таковым был и поэт, и ученый. Христианство оказало большое влияние на становление науки в западном мире, а ислам всегда подчеркивал значение знания.

Вера в широком смысле слова как вера в мир вокруг нас лежит не только в основе религии, но и науки. Без веры в объективный мир познание лишилось бы творческой основы. Это хорошо показано Б.Расселом в книге "Человеческое познание. Его сфера и границы". Таким образом, вера и познание составляют единое целое. Как ни странно это покажется, именно философия в своем развитии дала место вере и привела тем самым религию на высшую ступень пьедестала духовной культуры. Это сделала античная философия, но ее результаты подтвердил и Кант в Новое время, а позже Б.Рассел.

Выделяя антропологическую функцию религии, следует сказать, сто и онтологическая, и гносеологическая функции, конечно же, имеют отношение к человеку, но в данном случае речь идет о значении религии для обычной жизни человека. Люди слишком поглощены бытом и мало думают об отдаленном будущем. Религия обращает из взор к вечному, тяга к которому живет в их сердце. Тем самым религия обращает человека к нетленному в нем самом. Она находит формы для выражения вечного и сообщает их людям. Конечно, самой религии грозит искушение преходящим, и, чтобы быть полезной людям, она не должна поддаваться этому, оставаясь символом вечности.[3 c.292-293]

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая или, как ее еще называют смыслополагающая. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение может носить философский, мифологический и религиозный характер. Нас интересует специфика религиозного мировоззрения. Функциональный подход к религии предполагает выведение особенностей религиозного мировоззрения из тех задач, которые решает религия в общественной системе. Одну из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил американский философ и социолог Э.Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир - мир культуры, и таким образом, выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия . Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы. Возникшая двойственность человеческого бытия нарушает его прежнюю гармонию с миром природы. Перед ним встает задача восстановить единство и равновесие в этим миром, прежде всего, в сознании с помощью мышления. С этой стороны религия выступает как ответ человека на потребность в равновесии и гармонии.

Удовлетворение этой потребности происходит в конкретно-историческом контексте, т.е в ситуации несвободы человека. Это условие сообщает данной потребности дополнительное содержание: потребность в преодолении господствующих над ним сил. Поэтому религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему "мир- человек" дополнительное, опосредующее образование - мир сфантазированных существ, связей и отношений, соотнося с эти миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Это и позволяет человеку на мировоззренческом уровне разрешать противоречия реального мира.

Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира , а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческую функцию религии еще называют функцией смыслополагающей или функцией "значений". Религия, утверждают многие ее исследователи это то, что делает человеческую жизнь осмысленной, наполняет ее важнейшими компонентами значений. По определению американского социолога Р.Беллы , "религия есть символическая система для восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения".[4 c.46-48]

Религия имеет значение для повседневного быта человека. Назовем эту функцию прагматической. Она поддерживает его во все моменты жизни - в делах и в болезнях, в решении сложных проблем и в организации его досуга. Говоря о прагматической функции религии, нельзя не коснуться так называемого прагматического аргумента в пользу веры, сформулированного американским философом Уильямом Джемсом(1842-1910). Если вера окажется ложной, то я ничего не теряю и не окажусь в худшем положении, чем неверующий; но если она окажется истинной, я обеспечу себе спасение и вечную жизнь. Не стоит терять единственный шанс, и, значит, есть резон верить в Бога. Прагматический аргумент веры, конечно, тоже способен оказать влияние, и все же он не может быть главным. Вера рождается не из меркантильных соображений, а прежде всего на основе искреннего чувства.

Религия имеет и важное психологическое значение для преодоления страха смерти. Отталкиваясь от замечания У.Джемса, что зло может пониматься как жертвоприношение, можно сказать, что, осознавая значение жертвы в культуре ( и прежде всего в религии) , мы с помощью религии справляемся во страхами, преследующими человека, и особенно со страхом смерти, проистекающим из ее сознания, и не только в том смысле, что верим в загробное существование, но и потому, что осознает смерть как необходимое в цепи других для жизни в этом мире жертвоприношение, которое имеет место не только в случае, когда человека распинают, но и когда он умирает в собственной постели.

Велико этическое значение религии. Моральные представления, начиная с древности, были заключены в мистическую, мифологическую и религиозную форму (например 10 заповедей). Религия выполняет важную нравственную миссию: учит почитать родителей, любить и прощать, раскаиваться в своих грехах, не зазнаваться и т.п. В религии в наиболее сильной форме представлена идея жертвоприношения. Если она связывается с моралью (скажем через восприятие зла как жертвоприношения), то тем самым связываются религия и мораль. Но религия, в отличие от морали, принимает зло как данность, а не просто клеймит его; не пропагандирует зло, а ограничивает его при внутреннем неприятии. Конечно , Иисус Христос выгнал торговцев из храма, но он же добровольно взошел на Голгофу и не обвинял с креста распявших его и молчаливо взиравших народ.

В религии Бог становится моральным примером для человека, высшей нравственной идеей, облекшей в плоть и кровь. Но религия может и расходиться с обыденными правилами и ожиданиями, поскольку имеет примат над человеческим пониманием добра и зла. Мораль, а тем более этика тождественны религии. Моральные максимы являются одной из сторон религии, а этические представления (особенно в наше время) не обязательно присутствуют в религиозной форме, но также и философской, научной, идеологической. Говоря о соотношении религии и морали О.Пфлейдерер пишет, что "богослужение совершается двояко: богослужение в узком смысле слова - это культ, непосредственное общение с Богом; в широком смысле слова - это соответствующее Божественной воле нравственное поведение в мире" (Мистика. Религия. Наука. С.125). Конечно это не всегда и не у всех людей соединяется вместе. Можно соблюдать все обряды и вести себя безнравственно, а можно, наоборот, поступать нравственно, не соблюдая требований культа. В целом религия укрепляет веру в конечное торжество справедливости, т.е. помогает реализации этой сущностной потребности человека.[3 c.295]

Учение о социальных функциях религии наиболее активно в религиоведении развивает функционализм (от преобладающего акцента на эту сторону изучения общества оно и получило название). Функционализм рассматривает общество как социальную систему: в которой все части (элементы) должны работать внутренне гармонично и согласовано. При этом каждая часть(элемент) общества выполняет определенную функцию. Функционалисты считают различные факторы общественной жизни функциональными в том случае, если они способствуют сохранению, "выживанию" существующего общества. Выживание же общества, по их мнению, непосредственно связано со стабильностью. Стабильность - это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции, объединения и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, с точки зрения функционалистов, и выполняет религия. Один из основоположников функционализма Э.Дюркгейм сравнивал религию в этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими интересами и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э.Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Именно посредством культа религия констатирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, возбуждает чувство удовлетворенности.

С интегрирующей функцией религии тесно связана легитимизирующая(узаконивающая) функция. Теоретическое обоснование этой функции религии осуществил современный представитель функционализма, крупнейший американский социолог Т.Парсонс. По его мнению, ни одна общественная система не может существовать если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично. Иначе говоря, для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам и поведения. При этом речь идет не просто о формировании ценностной и морально-правовой системы, но о легитимизации, т.е обосновании и узаконивании существования самого ценностно-нормативного порядка. Другими словами, речь идет не просто об установлении и соблюдении тех или иных норм, а об отношении к ним: возможны ли они вообще, в принципе? Признавать эти нормы продуктом общественного развития и, следовательно, признавать их относительный характер, возможность изменения на более высокой стадии развития общества или признавать, что нормы имеют надобщественную, надчеловеческую природу, что они "укоренены", базируются на чем-то непреходящем, абсолютном , вечном. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка.

Еще важное значение социологи-функционалисты придают регулирующей функции религии. С этой точки зрения, религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система. Регулирующая функции религии обнаруживается уже на уровне религиозного сознания. Каждая религиозная система вырабатывает определенную систему ценностей, реализация которых осуществляется индивидом в процессе его деятельности и отношений. Непосредственно регулирующую функцию выполняет ценностная установка. Ценностная установка - это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально-детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т.д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует в системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении. Ближайший побудительный мотив человеческого поведения выступает в виде его цели. Цели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными. Конечная цель является самоцелью всей деятельности человека. Она насквозь пронизывает эту деятельности и сводит все остальные цели к роли средств собственного достижения. Конечная цель человеческой деятельности называется идеалом. Идеал является вершиной всей пирамиды ценностной системы.

Каждая религия вырабатывает свою ценностную систему, в соответствии с особенностями вероучения. В этой системе образуется своеобразная шкала ценностей. Так , например, в христианстве особым ценностным элементом наделяется все то, что имеет отношение к общению Бога и человека. Верующий человек, как правило , имеет установку приблизиться к Богу, преодолеть тот разрыв, который установился между человеком и Богом в результате "первородного греха" Эта установка образует мотив его поведения, который реализуется как в системе культовых действий(молитвах, постах и т.д.), так и в повседневном поведении. Христианин в процессе этого поведения ставит перед собой конкретные цели. Например, участие в религиозных обрядах позволяет обрести "дары благодати", которые укрепляют его силы в борьбе с происками дьявола, приближают человека к Богу. Конечной же целью всей этой деятельности и поведения для христианина является "спасение" его души, полное слияние с Богом, обретение "Царства Божьего". "Царство Божье" - это тот идеал, на реализацию которого нацелены все усилия как отдельного христианина, так и всех христиан через деятельность религиозных организаций.

Еще большим регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы - это разновидность социальных норм. Религиозные нормы - это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности. В социологии религии имеются различные типы классификации религиозных норм. По характеру регулирования поведения религиозные нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т.д. По субъекту предписания религиозные нормы могут быть разделены на общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, или же на определенную группу( только для мирян или только для священнослужителей). Так, например, требования безбрачия в католицизме распространяется только на священнослужителей.

По характеру деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, следует выделить культовые и организационные. Культовые нормы определяют порядок культовых обрядов, церемоний, регулируют отношения между людьми при отправлении религиозного культа. Организационно-функциональные нормы регулируют внутриобщинные, внутрицерковные и межцерковные , а также межкофессиональные отношения. Сюда относятся нормы, регулирующие отношения (общинах, сектах, церквях), между верующими гражданами определенного вероисповедания, между религиозными объединениями, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями. Эти нормы содержатся в разного рода уставах и положениях о религиозных организациях. Они определяют структуру этих организаций, порядок выборов руководящих органов организации и их подразделений, регламентируют их деятельность, права, обязанности.

Отсюда видно, что религия охватывает довольно широкую сферу социального бытия человека. И естественно, что в религиоведение идет дискуссия по вопросу, какой вид этого нормативного регулирования можно отнести к собственно религиозной, а в какой только внешне относится к религиозной сфере.

На этот вопрос предложены два различных ответа: первый состоит в том, что следует признать религиозным всякое регулирующее воздействие, если оно осуществляется в рамках религиозных организаций. Второй стремится развести собственно религиозное регулирование, которое инициировано религиозной мотивацией, и косвенное религиозное регулирование, которое связано с нерелигиозными формами социальной деятельности и отношений, но осуществляющееся в рамках религиозных организаций или под эгидой этих организаций. Примером второго вида деятельности является миссионерская деятельность, благотворительная деятельность религиозных организаций.[4 c.49-52]

В религии культура достигает своего высшего духовного развития, почему порой и отождествляется не совсем справедливо(хотя основания для этого есть) с духовностью. "Она превращает несовершенное земное страдание во что-то целостное, она возвышает нас к вечности, вырывая из страданий и борьбы бытия, подчиненного времени". В последующих отраслях культуры - науке и идеологии - происходит спад духовности. Те, кто этого не хочет, остаются с религией. Обеспечивая высшую степень духовности своим последователям, религия выполняет тем самым эволюционную функцию, поскольку духовное направление представляет собой один из путей эволюции человека как вида.