Александрийская школа как центр христианской науки

реферат

1.3 Деятельность Пантена

Несмотря на то, что информация о Климнете и Пантене достаточна скудна, В. Я. Саврей всё же не сомневается в существовании некой христианской школы в Александрии до Оригена. Добавляя однако, что само понятие «школа» в данном контексте нельзя понимать буквально. Для подтверждения своих слов автор приводит высказывание Н. И. Сагарды: «Александрийскую школу, собственно говоря, нельзя назвать ни катехизаторской школой, ни богословской семинарией, ни философским институтом: хотя в ней были все элементы, представленные этими именами, однако было бы неправильно соединять её исключительно с одним из них. Она была продуктом развития церковной жизни в тех особых условиях, какие представляла Александрия, и в каждый данный момент приспосабливалась к изменяющимся потребностям времени». Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века.М., 2004. С. 413.

Автор рассказывает, как именно в этот период произошел переход от катехумената к философскому институту. В то время, когда гонения на христиан уже ослабли, живущая в Александрии многочисленная прослойка образованных христиан, зачастую бывших языческих философов, получила возможность для более глубокого изучения своей веры.

Типичным представителем этой группы христиан является Пантен, прошедший путь от стоицизма к платонизму, а далее к христианству. Он возглавил школу в 179 году. Здесь важно отметить, что до Пантена школа, по-видимому, управлялась только епископами. Возглавив катехизаторское училище, он преобразует его по образцу классической греческой школы, придав ей научно-философское направление. При Пантене курс обучения состоял не только из толкования Священного Писания и изложения христианских догматов, но также преподавалась философия.

Однако же существовали и другие аналогичные религиозные учреждения в Александрии, по мнению автора. Такие, как еврейские batte midrashot и различные гностические школы. С иудеями того времени в Александрии существовала литературная и прямая преемственность. Гностики же, активно пользовавшиеся философской терминологией, привлекали этим интеллектуально более амбициозных христиан.

В то время в Александрии среди христиан существовало два популярных течения. Сторонники первого не скрывали своих гностических симпатий и стремились к слиянию христианства с элементами философии. Сторонники второго же, напротив, крайне подозрительно относились к любым философским системам. Обе это точки зрения были весьма крайними. Пантен избежал их радикализма. Он сумел, использую философскую терминологию, не исказить христианского учения. Ему были чуждо произвольное обращение, с текстом Священного Писания, свойственное гностикам.

Автор считает что, даже если школа Пантена и существовала какое-то время независимо от Церкви, в дальнейшем она интегрируется в строй местной общины. Более того, В. Я. Саврей пишет, что слияние школы Пантена с местной церковной общиной было неизбежно, так как только благодаря этому единению мог быть поставлен вопрос о выработке единого канона священных книг. Также следствием этого соединения стал процесс реабилитации философии, дискредитированной ранее гностицизмом.

В 190 году Пантен (по сообщению Евсевия (Н. Е. V.10.1) отправляется в Индию. Главой школы становится его ученик Климент.

1.4 «Христианская энциклопедия наук» Климента (190-203гг).

В. Я. Саврей пишет, что Климент Александрийский следовал идеалу гармонии между верой и знанием. Согласно высказыванию Дмитриевского, он построил «христианскую энциклопедию наук, которая в общих чертах навсегда должна остаться идеалом человеческого знания». Дмитриевский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р. Х. Казань, 1884. С. 28

Климент определял веру как рсплзцйт (Clem. Storm.II. 2), то есть добровольное убеждение, имеющее интуитивную природу. Вера, по его мнению, основана на врожденном чувстве и стремлении человека к Истине. Однако у Климента возник вопрос о том, что должна ли вера, в таком случае иметь рациональные основания. Другими словами как понять, что тот или иной текст является священным? Климент считал, что вера даётся по благодати Богом, а её источником служит Священное Писание, которое объясняет самое себя и не требует рациональных подтверждений. Как мне кажется, Климент полагал, что Священное Писание является сакральным постольку, поскольку оно находит отклик в сердце человека. И когда это происходит, человеку уже не нужны никакие доказательства в том, что оно истинно.

Несмотря на всё вышесказанное, Священное Писание оставляет большие просторы для рационально-познавательной деятельности человека. Поэтому Климент считал что, богословам необходима энциклопедическая образованность.

Профессор А. П. Дьяконов, Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-IV вв. // Учёные записки РПУ., М. 1998.Вып.3. С. 17 который реконструировал учебный процесс в Александрийской школе при Клименте, считал, что всю программу преподаваемых тогда наук можно разделить на три иерархические группы, где каждая была подчинена более высшей: 1) егчхчлйб мбизмбфб, или рспрбйдейб (пропедевтика); 2) цйлпупцйб (философия) и 3) упцйб, или истинная мудрость (богословие). В истории науки данное деление признаётся достоверным, как установленное и обоснованное самими Климентом и Оригеном.

Пропедевтика была первой ступенью. На ней изучались такие науки, как: поэзия, геометрия, астрономия, география, метрика, музыка, арифметика, основы медицины и «естествознание» (в понимании того времени). Поэзии, как основе образованности античного грека, по свидетельству Диона Хризостома, уделялось особое внимание. Нельзя сказать, что риторика, как наука о правильном построении речи, вообще не изучалась. Скорее всего, она была приспособлена под необходимость обучения искусству построения проповеди. То есть зародилась еще одна наука-гомилетика. И хотя Ориген, который одним из первых ввёл методы риторических школ в церковную проповедь, по утверждению Хэтча, сам осмеливался на импровизацию лишь после 60 лет (Euseb. H. E. VI. 36.1). Все эти науки рассматривались служебными по отношению к философии.

Второй ступенью была философия, так как Климент считал, что эллина можно привести к богословию только через философию (Clem. Strom. I.9).Ведь она была необходимой частью его культуры. Более того философия хоть и не отвечает на многие вопросы, но подводит человека к познанию истины Божественного Откровения, что очень помогает при изучение богословия. Однако необходимо отметить, что впервые философия была не высшей ступенью образования, а лишь являлась подготовительной фазой к следующей ступени-изучению Священного Писания.

Третья ступень - упцйб, или истинная мудрость (богословие). Подготовленный научно и философски, ученик школы приступал к изучению богословских вопросов. Основными дисциплинами были апологетика, нравственное богословие и догматика. Климент и Ориген понимали, что богословие как наука невозможна без духовной жизни и стремления к нравственной чистоте. Переход к догматике осуществляется только после осмысления этических заповедей Евангелия. Так как догматика исследует предмет веры, источником которой является Священное Писание, главной задачей Александрийской школы становятся навыки толкования Библии.

Далее В. Я Саврей. пытается дать определение Александрийскому училищу отмечая, что это не духовная академия или семинария, это и не союз любителей науки, и не училище, предназначенное только для оглашённых и христианских детей. Главной задачей Александрийской школы было «высшее философско-христианское образование».

2. Расцвет Александрийской школы при Оригене (203-231гг)

По Ф. Леману Lehmann F. Die Katechetenschule Alexandria, kritisch beleuchtet. Leipzig, 1896.S.87., история Александрийской школы делится на два периода: этическо-педагогический и догматический, начало которого он связывает с Оригеном. Р. М. Грант Grant R. M. A Short History of the Interpretation of the Bible. New York, 1963.P.88 считает Оригена первым, кто создал целостную программу христианского образования. Именно при нём закончилось преобразование Александрийской школы. Евсевий Кесарийский Euseb. H. E. IV.18.1-3 писал, что Ориген был очень популярен. Все философы, среди которых было немало знаменитых, стекались к нему и изучали как богословие, так и философию. Он был тем, кто не только продолжил работу с материалом христианского Священного Предания и текстом Священного Писания, но и вывел эту работу на качественно новый уровень. При Оригене начался процесс выработки единого канона толкования Библии.

Ориген хорошо понимал, что Священное Писание это не просто сборник этических норм, руководство к нравственной жизни. Самое главное, что нам даёт Евангелие - это сам Христос. Поэтому для Оригена истина (Христос) содержится в тексте Библии. Этот тезис был слишком смелым для Александрии, но признание того, что Христос - это не учитель истины, а сама истина, совершалось христианами на интуитивном уровне. Это означает, что они верили, что если Истина воплотилась в человеческую плоть, то она не могла вести себя иначе, чем как вёл себя Христос. Подобно тому, как Христос является воплощением Бога в теле и душе человека, истина воплощается в теле и душе, т.е. в букве и смысле текста Божественного Откровения. Именно наличие такого текста делает богословие наукой.

Ориген считал, что богословие - это чтение и методически организованное толкование библейских текстов. И находил задачу толкования этих текстов двоякой.

Во-первых, она интеллектуальна. Он был убеждён, что ни одно слово Священного Писания не является случайным, и сама Библия даёт ключи к толкованию своих притч. А основой для понимания мира Библии служат нравственные законы, данные Христом.

Второй, является мистическая сторона. Для подтверждения этого тезиса В. Я. Саврей приводит слова ведущего исследователя Оригена в двадцатом веке Анри Крузеля, Crouzel H. Origen. Edinburgh, 1986.P.74ff. который подчеркивает, что молитва и созерцание были важны для «духовного толкования» у Оригена. Это не противоречило понятию философии, выработанному в древней Александрии. Наоборот, все корифеи александрийской эпохи ясно осознавали, что без мистического опыта причастности к Божеству невозможно интеллектуальное осознание высшей истины. А отсутствие такого опыта обессмысливает всё понятие о Боге.

Далее В. Я. Саврей прослеживает мысль Оригена о том, что человек может обучаться высшей премудрости на самой окружающей его действительности. И что для успешного его прохождения необходимо руководство, которым не может являться философия, которая сама занята поиском такового. Ориген приходит к выводу, что ни одна человеческая система мировоззрения не может служить таким руководством, а только само Священное Писание, содержащее Христа и нравственные правила, проповедованные им.

Автор пишет, что нравственный смысл, однако, не был конечной задачей учеников Оригена. И сам он, побуждаемый ими, получил фундаментальное философское образование в школе известнейшего философа Аммония Саккаса.

В. Я Саврей делает вывод, что Ориген является основателем учения, основой которого явился сакральный текст. А основным вопросом для него был вопрос о каноне Священного Писания. Для подтверждения своих слов автор цитирует Н. И Сагарду. «Ориген не только положил начало систематическому богословию, но основал также и библейскую науку в её главнейших разветвлениях своими работами текстуально-критического, герменевтического и экзегетического характера» Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века.М., 2004.С.409.

Самой монументальной и трудоёмкой работой Оригена является критический текст Библии «Гекзаплы» (от греческого слова еобрлпху, т. е. шестикратный). Ориген сличил целый текст Ветхого Завета в разных переводах, снабдил его профессиональными знаками - обелами и астерисками.

Далее автор переходит к кесарийскому периоду Оригена. В 231 году из-за административного конфликта с епископом Димитрием Ориген был вынужден покинуть Александрию и переехать в Кесарию Палестинскую, где он организовал школу и библиотеку по подобию Александрийских.

Его знаменитым учеником того периода был будущий святитель и епископ Неокесарийский Григорий Чудотворец. Из его труда «Благодарственная речь Оригену» мы знаем большую часть информации об этой школе, а также об особом значении, которое придавал зрелый Ориген философии. В его понимании ни праведная жизнь, ни правильное познание Бога без неё были невозможны(Ibid.VI. 79). Главной же целью философии он считал самопознание(Ibid.XI.141). Также в его школе было принято изучать все произведения философских сект, кроме «безбожников»-эпикурейцев(In Orig.XIII.152), с целью исключить соблазн примкнуть к какой-нибудь. То есть Ориген не боялся показать своим ученикам разные точки зрения.

Автор объясняет, что, несмотря на то, что этот этап развития Александрийской школы является коротким, она достигла своей наивысшей точки развития. А значение Оригена вышло далеко за рамки эпохи, в которой он жил. Его идеи были не только восприняты, но и усовершенствованы даже географически далёкими от него каппадокийцами (свв. Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским), поэтому их также причисляют к Александрийской школе.

Делись добром ;)