logo
Александрийская школа как центр христианской науки

Заключение

александрийская школа христианский

Книга В. Я. Саврея «Александрийская школа в истории философско-богословской мысли» знакомит читателя с Александрийской школой - концептуальным историко-философским понятием, охватывающим комплекс важнейших вопросов поздне-античного и раннехристианского мировоззрения. Автор пишет, что ни одна из философских школ Древнего мира не переживала такой радикальной метаморфозы от очага эллинистической образованности до школы христианского просвещения и высшего богословского образования. Развитие философских идей в их тесной связи с религиозной мыслью прослеживается от возникновения Александрийской школы до ее угасания и качественного перерождения в форму присущей христианской интеллектуальной традиции.

В. Я. Саврей цитирует огромное количество исследователей, благодаря чему мы видим целостную картину становления Александрийской школы. Александрия как мировой центр культуры соперничала с Римом и лидировала в области философского образования. Она дала миру Плотина и Оригена, внесла решающий вклад в преодоление гностицизма как первого соблазна христианской философской мысли. Отсюда начали распространяться арианство и оригенизм, но здесь же были сформулированы догматы православного вероучения святителями Афанасием Великим и Кириллом Александрийским. История Александрийской школы не переставала вызывать принципиальные споры и после окончания Средних веков. Автор предупреждает читателя о сложности оценивания этого явления и неоднозначности его влияния на культуру Нового мира. Взяв на себя роль посредника между Древним и Новым миром, Александрийская культура таила в себе соблазны и опасности плюрализма интеллектуальной жизни. Но в ней же эти соблазны были преодолены, и был воспитан дух христианской веры и благочестия.

Фрагмент главы, которую я рецензировал, является частью введения в тему исследования. В этом введении автор дает представление о том, что мы будем понимать под предметом исследования - Александрийской школой и её христианским периодом, обозначает цели и задачи исследования. По сути, он намечает темы исследования, которые будут раскрыты подробно в следующих главах.

Давая общую оценку достижений Александрийской школы в её исторической ретроспективе, В. Я. Саврей пишет, что её судьба -

это зеркало истории философско-богословских идей, она явилась способом преодоления застоя и нового взлёта греческой философской мысли. А задачей христианского дидаскалиона стало переосмысление античной философии с точки зрения евангельского учения. В результате родилась система идеалистической экзегезы, плодотворная и многоликая, хотя порой и уводящая от истины своим аллегорическим методом.

Главной целью при исследовании Александрийской школы автор видит вопрос об отношении религии и философии. Для Филона, Климента и Оригена, пишет он, философия есть необходимая предпосылка богословия, которое в свою очередь не может без неё обходиться. Для более поздних мыслителей философия это скорее инструмент для раскрытия истин тем, кто воспитан в этой культуре. Но само богословие существует вне и без философии. Между этими воззрениями лежит пропасть. «История александрийской школы есть история идей, взаимно противостоящих и дополняющих друг друга» Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е. М, 2011. С. 742, объясняет автор. В своей работе он полно и всесторонне рассматривает, как опыт переоценки античной философской мысли стал процессом интенсивного поиска новых форм и целей. А борьба с остатками языческих заблуждений, явилась причиной глубокой ревизии всего философско-богословского опыта, нашедшего своё воплощение в новом средневековом тысячелетии.

Список литературы

1. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. Изд. 3-е., Москва: КомКнига, 2011г.

2. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/ александрийская школа-статья от 22 февраля 2015

3. Биография Саврей В. Я. Интернет-ресурс: http://philos.msu.ru/kaf/relig/staff/savrei_vja/ (по состоянию на 01.09.2015).