Взаимодействие мировых и традиционных религий у народов Северного Кавказа

дипломная работа

Введение

К.Г. Доусон написал «Религия - это ключ к истории».

Религиозный фактор издавна играл и играет важную, а порой ключевую роль в межцивиллизационных отношениях (крестовые походы европейцев и ответная исламская агрессия), в образовании государств (индопакистанский конфликт), межгосударственных отношениях и внутригосударсвтенных делах (Европейские государства в период Нового времени). Эта проблема всегда была актуальной и для России, особенно в отношении таких регионов, как Поволжье и Кавказ. Значимость религиозного фактора стала возрастать и усиливаться с 1980-х гг. Резко возросла эта значимость с 1990-х гг. по 2000-ые гг., что повлияло на межконфессиональные и внутриэтнические отношения, что более чем заметно в настоящее время, особенно на Юге России.

На сегодняшний день вопросами взаимодействия религии в различных сферах общественной жизни занимаются крупнейшие научные институты в мире. В России к ним можно отнести Российский институт стратегических исследований, Институт религии и политики, комитеты и советы при Московском патриархе, совете муфтиев России.

Объект изучения - осетинский этнос.

Предмет исследования - динамика этноконфессионального облика осетин.

Хронологические и территориальные рамки

Первые постоянные аланские поселения на территории Центрального Кавказа появляются, по данным археологии, с IV в., этот период является нижней границей нашего исследования. Но период с IV в. по VI в. слабо освещен в этнографическом и археологическом отношении, по этому непосредственное изучение религиозного положения среди алан мы начинаем с VI в. н.э.

Верхней границей исследования следует считать начало XX в. В обозначенном хронологическом промежутке явно выделяются несколько этапов. Период XIII - XIV вв. является границей между доминированием аланов на территории Северного Кавказа и новыми миграционными волнами, в которых, в том числе, участвуют и аланские племена. Происходит передел сфер влияния, до XVII в., идет активный процесс этногенеза современных народов Кавказа. XVIIIв. - первая половина XIX в. период постепенного утверждения России на Кавказе, в отношении нашей проблемы изучения барьерным является период 40-х - 70-х гг. XVIIIв., что объясняется процессом вхождением Осети в состав Российской империи, как части Кабарды.

В начале XX в. (1904-1920гг.) происходит ряд крупных политических явлений, существенно изменивших религиозную ситуацию среди осетин.

Что касается территориальных границ, то следует выделить основные и дополнительные. В виду того, что влияние алан в период с X по XIII вв. распространяется на подавляющей территории Северного Кавказа, в работе использованы этнографические и иные материалы, собранные за пределами основных территориальных границ, позволяющее качественнее оценить роль аланского фактора в этногенезе осетин. Основной территориальными границами является зона локализации осетинского этноса в XVII - XXвв.

Цель - выявить роль религиозного фактора в истории осетинского народа.

Задачи исследования:

Систематизировать основные теории и этногенеза осетин;

Выявить этнический субстрат в верованиях осетин;

Определить наличие или отсутствие субстрата в христианской и исламской традиции осетин;

Проследить основные этапы, характер и причины распространения христианства и ислама в осетинской этнической среде;

Проанализировать динамику этноконфессиональной ситуации в алано-осетинском пространстве с VI по начало XX в.;

Основные методы исследования - системный анализ, сравнителный исторический метод (кросс-культурный) в двух вариантах: историко-генетический (гиахронный: скифы, аланы- осетины) и историко - типологический (синхронный: осетины, северо-кавказский этнос), частные инструментальные методы (компиляции, экспликации).

Историография, степень изученности темы. Изучение религиозной ситуации в регионе обусловлено целым рядом специфических черт. Необходимо понимать, что положение на тот или иной промежуток времени обуславливается различным сочетанием монотеистических и политеистических традиций. Этническая принадлежность является существенной стороной культуры. С другой стороны культура является отражением той эпохи, и того общества, которыми она порождена.

Изученность религиозных процессов в осетинской среде в настоящее время не достаточна, не смотря на разнообразный источниковедческий материал. Записки путешественников, мемуары, административная документация, периодика, духовная литература.

Объяснить такое положение можно лишь частично. В советское время религии как общественному феномену уделялось мало внимания, она рассматривалась как примитивная форма общественного сознания.

Основой научного кавказоведения и, в частности осетиноведения, стали работы таких выдающихся российских учёных прошлого века, как А.М. Шёгрен, В.Ф. Миллер, М.М. Ковалевский. К исследовательской работе ими привлекалисья представители национальной интеллигенции - С. Жускаев, С. Кокиев, Дж. и Г. Шанаевы. Они собирали материал и публиковали научные статьи по истории и этнографии родного края, являющиеся ценнейшим источником по истории духовной культуры осетин. Священнослужители А.Г. Гатуев и А.Н. Кодзаев занималисья изучением истории религии и христианской церкви в Осетии.

В советский период была проведена большая работа по систематизации материалов по истории культуры. В работах Г.А. Кокиева, В.И. Абаева, Б.В. Скитского, М.С. Тотоева, М.О. Косвена, Б.А. Калоева, З.П. Цховребова, Л.А. Чибирова, В.А. Кузнецова, Г.И. Цибирова, А.К. Хачирова, В.Х. Тменова, Г.И. Кусова при исследовании вопросов истории и культуры Осетии частично освещается и исследуемая нами тема.

Несмотря на большое количество исследований, остаются открытыми важные для осетинского религиоведения вопросы. В том числе причина живучести в осетинской среде элементов «язычества», и сохранения в условиях мусульманского окружения христианской ориентации. Каковы были предпосылки для возникновения и распространения в Осетии различных форм религии, а также свободомыслия и религиозного индифферентизма.

В.А. Кузнецов, характеризуя развитие христианства на Кавказе, уделяет большее внимание материальным его проявлениям. Работы, посвященные язычеству, как правило, преуменьшают роль монотеистической компоненты. Что находит свое объяснение в идеологии. Современные ученые тщательнее изучают динамику религиозных процессов в XIX - XX вв., это связанно с обилием материала по этому периоду. Источниковедческая база изучения истории религии до XVIII в. представлена в основном данными археологии и этнографии. Что делает процесс изучения трудоемким, предъявляет повышенные требования к исследователю.

Изученность отдельных задач, поставленных перед нами крайне слабая. Так, проблемой ислама в осетинской среде занималось только три исследователя. Б.А. Калоев, выпустил ряд статей по отдельным вопросам, обобщив их в монографии «Осетины…» Работа В. Уарзиати, занимавшегося вопросами культурного взаимодействия ислама и традиционной осетинской среды, представлена всего одной статьей «ислам в культуре осетин». Монография Н. Емельяновой «Мусульмане Осетии», не смотря на обещающее название представляет собой обобщенный труд по всем верованиям осетин. При этом ислам представлен крайне кратко. Изучение мусульманской компоненты таким образом проводилось многомерно, с привлечением разнородной источниковедческой базы, в том числе архивных материалов.

Характеристика источников.

В работе используются разнообразные исторические источники. Прежде всего, это заметки путешественников, представленные в виде сборников, Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.), Аланы в древних и средневековых письменных источниках (Алемань А.), Сборник сведений о кавказских горцах. Все перечисленные источники имеют свои особенности. Разный уровень обработки представленной информации.

Следующую группу источников представляют данные Центрального государственного архива Республики Северная Осетия - Алания. В частности была использована официальная документация, материалы дел о ренегатстве, переписка должностных лиц, прошения.

К историческому источнику также можно отнести Нартский эпос, данные фольклора. Но в нашем исследовании они непосредственно не задействованы. Что объясняется сложностью вычленения необходимой информации. Связано это с многослойностью Нартского эпоса, условиями его формирования, затронувшими разные стадии общественного развития осетин.

Частично к источникам можно отнести этнографические публикации исследователей конца XIX в. Так как наряду с аналитической информацией в них предоставлен качественный полевой материал. Но мы включаем эти работы в список литературы, условно, что связанно с ценностью, представленных в них выводов и положений исследователей.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка источников и литературы.

Во Введении формулируются предмет, задачи и цели работы, её актуальность, определяются географические границы исследования и его хронологические рамки.

Первая глава «Проблема этногенеза осетин в свете эволюции их религиозных представлений» состоит из трех пунктов.

Первый пункт включает основные теории этногенеза осетин с их кратким обоснованием, все теории даны в хронологической последовательности.

Во втором пункте предпринята попытка выделения субстрата и компоненты мировых религий в традиционных верованиях осетин. Структура субстрата неоднородна, по этому, его характеристика дана по элементам (местные кавказские, скифские, сарматские). Мировые религии оставили не равный след в традиционных верованиях, по этому, основное внимание уделено христианским компонентам.

В третьем пункте представлена характеристика этноконфессиональных процессов в алано-осетинской среде с VI по XVII вв.

Вторая глава «Динамика религиозной ситуации в среде осетин в XVIIII - нач. XX вв.: христианство.» состоит из трех пунктов.

В первом пункте приводится характеристика положения христианства на момент присоединения Осетии к России, оценка деятельности первых миссионерских организаций среди осетин.

Во втором пункте представлена характеристика миссионерской деятельности среди осетин в конце XVIII - середине XXв, приведена статистика.

В третьем пункте дана характеристика деятельности Русской Православной Церкви на территории Осетии через миссионерские организации, просветительскую деятельность и направления деятельности архиереев. По периоду начала XXв. представленная в работе информация имеет более компилятивный характер, что связано с недостатком этнографического материала по обозначенному периоду.

Третья глава «Динамика религиозной ситуации в среде осетин в XVIIII - нач. XX вв.: ислам.» так же состоит из трех пунктов. Сравнительно небольшие объемы главы обусловлены недостатком материалов для изучения.

В первом пункте представлена характеристика положения ислама среди осетин в XVIII в., дано объяснение причин его распространения, не смотря на усиление в регионе Российской империи.

Во втором пункте рассматривается государственная политика в отношении мусульман её основные противоречия.

В третьем пункте дана характеристика основных тенденций изменения положения ислама во второй половине XIX - нач. XXвв.

В заключении представлены основные выводы, отвечающие на поставленные во введении задачи. Дана оценка результативности работы в достижении поставленной цели.

Делись добром ;)