Взаимодействие мировых и традиционных религий у народов Северного Кавказа

дипломная работа

1.1 Этногенез осетин: теории и точки зрения

В истории осетиноведения нет ни одного столь дискуссионного вопроса, как вопрос этногенеза осетин. С начала изучения народов Кавказа, все исследователи особо выделяли осетин, как народ, имеющий, не схожие с соседними народами, антропологические и культурные черты. Но первые исследователи, в виду слабой информированности, зачастую приходили к радикальным и ненаучным выводам.

Первым исследователем, поднявшим вопрос о происхождении осетин был академик И.А. Гюльденштедт, путешествовавший по Северному Кавказу и Грузии в 1772-1773гг Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М., 2004. С. 70.. Он высказал предположение, что осетины являются остатками древних половцев или узенов Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.) / Сост. Б.А. Калоев. Орджоникидзе, 1967. С. 87., в качестве объяснения Иоган Антон пишет о сохранении в употреблении среди осетин отдельных слов и мужских имен. Кроме этого путешественник замечает, что осетинский язык является совершенно своеобразным и близким персидскому. На основании чего, видимо, уже в последующих публикациях относит осетин к потомкам «персиян» Гюльденштедт И.А. Географические и ситорические известия о новой пограничной Линии Росийской империи, проведенной между Тереком и Азовским морем. Нальчик, 2010. С. 12., отождествляя осетин и оссов.

П.С. Паллас, путешествовавший по Центральному Кавказу в 1793 и 1794, замечает, что осетинский язык имеет много общих и похожих слов с персидским, немецким и славянским Осетины глазами русских и иностранных путешественников… С. 89.. Исследователь считает, что дигорцы являются отдельной частью осетин. Кроме этого, П.С. Паллас делает предположение, что осетины это древнейшие жители гор, а антропологически сравнивает их с крестьянами северной России Там же. С. 90..

Я. Рейнеггс отождествлял осетин с ассами Плиния и косами, или госсами Моисея Хоренского, отмечая, что это могут быть собирательные названия всех горных жителей Осетины глазами русских и иностранных путешественников… С. 91. С аланами Я. Рейнеггс отождествляет народ, известный под разными именами у соседних племен: этеи, эдеки, сваны, сонты, тсинты, территорей же их расселения называется Сванетия Там же. С. 103.. Многое из описанного Я. Рейнеггсом, вызывало сомнения даже среди современников, так, граф Потоцкий считал, что далеко не всему, из описываемого, можно доверять.

Большой вклад в проблему происхождения осетинского народа внес Г.Ю. Клапрот, путешествующий по Кавказу в 1807-1808гг. Его экспедиция была тщательно спланирована путешественником Потоцким, именно он впервые отнес осетин к «мидийской расе», к потомкам сарматов Там же. С. 105.. Сам Г.Ю. Клапрот, отмечая что самоназвание осетин ир, или ирон, считал осетин родственными древним медийцам, но этот вывод он сделал исключительно на лингвистических параллелях. К непосредственным предкам осетин он относит мидийских сарматов, упомянутых у Плиния под именем оссилы, проживавших на реке Танаис Там же. С. 109.. К родственным осетинам племенам Клапрот относил амазонок, меотов, сарматов, асов и алан Там же. С. 117.. Заселение предгорий Каказа предками осетин, частью аланских племен, Г.Ю. Клапрот относит к X веку, а уже в результате походов Тимура, считает их переселение в высокогорье. Также исследователь описывает географические границы территории, называемой Алания, но не на основе собственных выводов, а ссылаясь на Потоцкого, в свою очередь узнавшего это от миссионера. Что интересно, сами осетины называли ассами малкаров (балкары или чегемы). Клапрот пишет о том, что под аланами можно понимать несколько племен, он их делит на основании того, что в современный ему период многие из народов Центрального и Западного Кавказа относили себя к аланам, а также из-за широкого распространения аланизмов в языках этих народов, так к аланам он относит и азгов. Антропологически Клапрот считает большую часть осетин европейцами, а этнически отождествляет с индогерманскими нациями в Азии. Там же. С. 175.

Схожим образом характеризует внешний облик и К. Кох, путешествовавший по Кавказу в 1837 и 1838гг. Он сообщает, что большей частью осетины имеют светлые или каштановые волосы, светлые глаза, Осетины глазами русских и иностранных путешественников… С. 252. путешественник приводи всестороннее сравнение осетин и жителей Германии.

Впервые теория о немецком происхождении осетин была выдвинута А. Гакстгаузеном. Калоев Б.А. Осетины... С. 71. Этой теории придерживались Ган и М. Вагнер. Вагнер к приверженцам идеи индогерманского происхождения осетин относит так же Дюбуа и Шегрена Осетины глазами русских и иностранных путешественников… С. 276., но сам Вагнер выражает большую долю сомнений в родстве современного ему населения Немецких земель и осетин. В XIX веке было распространено мнение, что в кавказских языках, особенно в осетинском, обнаруживают себя элементы финно-угорских языков. А.И. Шёгрен писал, что в осетинском языке, находятся многие слова, встречаемые в латышском, а преимущественно в вотякском, зырянском и пермском языках. Шёгрен А.М.Осетинские исследования/ Под ред. А.А. Магометова. Владикавказ, 1998. С. 121-122.

В научной литературе также получила распространение теория о семитском происхождении осетин, автором которой является В.Б. Пфаф. Осетины никогда не были чистыми сарматами, считает исследователь, они ещё в глубочайшей древности перемешались с многими другими племенами, прежде и раньше всего, с какими-то семитическими племенами. Пфаф В.Б. Материалы для древней истории осетии//ССКГ. 1870. Вып. IV. C.2. Такой вывод был сделан на основе анализа внутрисемейных отношений, обрядности, топонимики и интерпретации отдельных нартских сказаний. При этом алан, потомков древних массагетов, Пфаф относит к мидоперсидскому племени, Там же. С. 6. пришедшему на Кавказ после разгрома хазар (у автора дана только относительная хронология), где смешались с осами, уже частично смешавшимися с семитами. Там же. С. 23. Впоследствии был образован новый народ, именовавший себя ирон. Н.Ф. Дубровин сообщает, что самоназвание осетин, ироны, отражает их происхождение от Ира, но кто такой был Ир - народ не может объяснить этого. Дубровин, Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. СПб., 1871. С. 283.

В таком состоянии находилось изучение проблемы этногенеза в отечественной историографии. Следующим крупным ученым, положившим продолжение изучению происхождения осетин стал В. Ф. Миллер, в 80-х гг. XIX века. Миллер относил осетинский язык к группе индо-европейчкой семьи языков. Миллер, В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I. М., 1881. С.3. Для научного обоснования теории иранского происхождения осетин был использован обширный лингвистический и этнографический материал. Преемственность осетинских обрядов от скифской традиции доказана в статье «Черты старины в сказаниях и быте осетин». Калоев, Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М., 2004. С. 72. Изучая топонимику Балкарии, верховьев Кубани, палеографические источники (Зеленчукская надпись), остатки военных и культовых строений, В.Ф. Миллер не только устанавливает исторические границы ареала расселения предков осетин, но и доказывает преемственность в области культуры скифов и алан. Так, в Ч. III. Осетинских этюдов, Миллер пишет: Предки осетин входили в состав тех иранских кочевых племен, которые были известны за многие столетия до Р.Х. под именем сарматов и отчасти скифов, и занимали припонтийские и приазовские степи на протяжении от нижнего Дуная … до Волги и Урала. Миллер, В.Ф. Осетинские этюды. Ч. III. М., 1887. С.101. В соответствии с уровнем развитии науки на конец XIX века, В.Ф. Миллер рассматривает осетин изолированно от этнической кавказской среды. Оговариваясь, что поселение иранцев в припонтийских и приазовских областях произошло раньше X в. до Р.Х. …Вероятно, до Р.Х. отдельные роды предков осетин занимали уже и некоторые долины северного склона кавказского хребта, хотя окончательно осетины замкнулись в горных ущельях не позже XIII в. по Р.Х. Там же. С.101.

Одновременно с В.Ф. Миллером и совместно с ним всесторонне изучал осетин и такой известный правовед, историк как М.М. Ковалевский. При этом Максим Максимович Ковалевский рассматривает проблему этногенеза осетин сквозь призму обычного права, религиозных верований, археологического материала. М.М. Ковалевский так же относит осетин к остаткам иранских народов, некогда проживавших в Южной России. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследование горсих народов Кавказа. М.. 1979. С. 56. В.Ф. Миллер и М.М. Ковалевский отмечают широкие лингвистические параллели в топонимике территорий заселенных Балкарцами и Карачаевцами, быту, религиозной терминологии с осетинским языком. На основании чего был сделан вывод о том, что на ранних этапах этнической истории балкарцы смешались с осетинским населением, исповедующим христианскую религию. Дополнительным подтверждением, имел для них осетинский тип, часто попадающийся в лицах горцев. Там же. С. 57. При этом, наиболее архаичной и полной по структуре М.М. Ковалевский считал балкарскую традиционную культуру и быт.

Что касается изучения религиозных представлений, то их изучение происходило несистемно. В течении XVIII в. происходило накопление материала, исследователи, не всегда могли верно оценить уровень духовной жизни осетин. Незнание языка и отсутствие хорошей научно-методологической подготовки не позволяли оценить в должной мере увиденное. Но на рубеже XVIII - XIX вв. из среды военных, чиновников, появляются люди, интересующиеся историей кавказских народов, они становились информаторами ученых, или сами оставляли записки и воспоминания.

К началу XIX века особо острым стал вопрос о систематизации и обработке накопленного материала. Это была одна из задач, ставившаяся перед экспедицией Г. Ю. Клапрота (1807-1808гг.). Но в это время в науке еще не была разработана теоретическая база для анализа религиозных феноменов. Дзеранов Т.Е. Религия осетин и русская культура. Владикавказ, 2006. С. 59-60. Одновременно ведутся изучения религиозных верований миссионерами, в частности по заданию Астраханской духовной консистории члены осетинской духовной комиссии под руководством Иоанна Болгарского. И. Болгарский первым предпринял попытку систематизировать осетинские религиозные праздники и обряды. Он разделили их на две части Тем же. С. 60., по происхождению.

Первый антрополог осетинского народа Магомет Асланикоевич Мисиков, собравший также обширный этнографический материал в начале XX века придерживался теории В.Ф. Миллера Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. Владикавказ, 2011. С.32.. Так же относит осетинский язык к северо-западной ветви иранской группы индоевропейских языков. М.А. Мисиков впервые стал говорить о социокультурном аспекте антропологии в современном понимании, именно с этих позиций он рассматривает накопленный им материал.

Известный грузинский историк конца XIX - начала XX века, М. Джанашвили, рассматривая роль осетин в истории Кавказа, однозначно отмечал идентичность овсов (осетин) и алан. Гоглойти Ю.С. Этногенез осетин по данным письменных источников. //Происхождение осетинского народа. Орджиникидзе, 1967. С.23.

Н.Я. Марр рассматривал осетин, как одно из кавказских племен, которое на определенном этапе своего развития подверглось ассимиляции со стороны ираноязычных племен. Там же. С.67. Выделяя из осетинской языковой среды иронский, дигорский и туальский говор, Н.Я. Марр считал это следствием разно этничной среды формирования осетинского народа. Ю.С. Гаглойти Аланы и вопросы этногенеза осетин. Тбилиси, 1966. С.31. Слабым местом в этой теории был практически полный отказ от анализа письменных источников и данных сравнительного языкознания.

В 30-егг. XX в. фактически общепризнанной становится теория Г. Кокиева, относившего к аланам всех горцев Северного Кавказа. Ванеев З.Н. Избранные труды по истории осетинского народа. Том. II. Цхинвал, 1990. С. 398. Отдельные последователи этой теории, развивая её, приходили к выводу о недоказанности родства осетин и «ясов» или «асов».

В 20-е гг. XX в. выходят первые работы В.И. Абаева, в которых поднимается проблема изучения осетин во взаимосвязи с кавказской этнической средой. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М., 2004. С. 72. Позже В.И. Абаев разрабатывая указанную проблему, выделяет на основании широкого этнографического и исторического материала субстрат и суперстрат. В качестве доказательной базы представленной теории проводился широкий сравнительный анализ среднеазиатского и кавказского этнографического материала. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование... С. 73. В.И. Абаев выделяет кавказский субстрат в языке, фольклоре и дохристианских религиозных верованиях.

Археолог-кавказовед Е.И. Крупнов, не отрицая значительного вклада иранства в процесс формирования осетинского этноса, ведущее место в этногенезе осетин отводит кавказской аборигенной общественной среде. Если внимательно присмотреться к специфическим особенностям ряда категорий древней материальной культуры Кобана, то в недрах её можно проследить наиболее ощутимые истоки позднесредневековой культуры рада народов Северного Кавказа, прежде всего, осетинского народа. Крупнов Е.И. Проблема происхождения осетин по археологическим данным //Происхождение осетинского народа. Орджиникидзе, 1967. С.29. Отмечая культурное влияние ираноязычных народов, Е.И. Крупнов утверждает, что именно пришельцы-кочевники оказались культурно ассимилированы местными племенами. По языку осетины действительно иранцы, по культуре же, и антропологически, осетины - типичные кавказцы. Крупнов Е.И. Проблема происхождения осетин … С. 40. Таким образом, в целом, выводы Е.И. Крупнова согласуются с теорией В.И. Абаева.

В.А. Кузнецов, последователь и ученик Е.И. Крупнова, придерживаясь в основе этой же теории, соотносит алан с «верхними» аорсами Прикаспия (на основе анализа археологического материала и анализа античных источников). Кузнецов В.А. Некоторые вопросы этногенеза осетин по данным средневековой археологии// Происхождение осетинского народа. Орджиникидзе, 1967. С.59. При этом, В.А. Кузнецов выделяет этнологические типы внутри осетинского народа: иронцы и дигорцы. Предками иронцев ученый считает алан-аорсов, а дигорцев - сираков. Хронологически этногенез этих двух близкородственных, на данный момент считающихся, фактически идентичными, этнических групп, В.А. Кузнецов разрывает на тысячу лет. Относя формирование дигорцев к VI - IV вв. до н.э., а иронцев - ко второй половине I тыс. н.э. Кроме этого, слабым местом а теории Е.И. Крупнова и его последователей является значительность скифо-сарматского элемента, на что указывают археологические материалы, приводимые самими же исследователями.

Противоположной точки зрения придерживается Ю.С. Гаглойти. На основе анализа письменных источников, он сделал заключение о ведущей роли в этногенезе осетин аланского элемента. Первыми ираноязычными племенами, появившиеся на Северном Кавказе, как считает исследователь, были скифы и киммерийцы в VII в. до н.э. Гоглойти Ю.С. Этногенез осетин по данным письменных источников…С.71. На основании античных источников, Ю.С. Гаглойти делает заключение о том, что еще до появления на Северном Кавказе сармато-аланских племен (II в. до н. э.), здесь уже обитала большая группа скифских племен. По этому, скифский элемент является одни из основных компонентов, вошедших в состав осетинского этноса. Там же. С.76. Ученный доказывает сарматскую природу алан.

На основании перекрестного сопоставления армянских, грузинских, византийских, арабских источников и древнерусских летописей, Ю.С. Гаглойти, приходит к выводу об этнической идентичности алан и овси-асы-ясы до XIII века, после нашествия монгол, встречается параллельное упоминание алан и асов, но в равном значении. Там же. С.82-83. Таким образом, концепция собирательного значения термина аланы не подтверждается письменными источниками.

А.К. Аликберов на основе анализа арабских источников, выдвигает теорию, что аланы и асы - это разные народы (Абу Хамид ал-Гарнати различал языки аланов и асов) Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. М., 2003. С. 183..

Антропологическое наиболее полное обоснование происхождения осетин дано В.П. Алексеевым. Начало антропологического изучения осетин относится к 80-м гг. XIX века, в конце XIX - начале XX вв. Р.Ф. Эркет, Э.Шантр, Н.В. Гильченко, И.И. Пантюхов, А.А. Ивановский изучали антропологию северных и южных осетин. Из-за отсутствия системности и слабой методологической базы науки на тот момент времени, были сделаны, в дальнейшем не подтвердившиеся выводы о монголоидной примеси в составе осетин и о близком этническом родстве их с кабардинцами. Алексеев В.П. Антропологические данные к происхождению осетинского народа//Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе, 1967. С.145. В советский период наибольших успехов достигли В.В. Бунак, Е.М. Семенский, М.Г. Абдушелишвили, Г.К. Джанберидзе, А.А. Ивановский, Л.Д. Габолаев, К.Х. Беслекоева, Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев. Был выделен, так называемый, кавкасионский тип, в который, наряду с народами Северного Кавказа и Грузии, вошли северные и южные осетины. Алексеев В.П Указ. соч.. С.149. В.П. Алексеев делает вывод, на основе собранных материалов, о древности кавкасионского типа и его длительном проживании на занятых территориях, а также об этнической однородности осетин. Таким образом, подтверждая данными краниологии теорию Е.И. Крупнова. Но следует учитывать, что практически весь обработанный материал относится к средневековью равнинной части Северной Осетии, практически не затрагивая горные районы, что снижает ценность исследования для развития теории этногенеза. В целом, выводы В.П. Алексеева подтверждаются новейшими исследованиями.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об отношении осетинского языка к группе иранских языков. Как было отмечено выше, В.Ф. Миллер относил осетинский язык к северо-западной группе, Ю.С. Гаглойти - к северо-восточной подгруппе востичноиранских языков. Гаглойти Ю.С. Этногенез осетин// Избранные труды. Цхинвал, 2010. С. 188. Наиболее серьезным и авторитетным в данном направлении исследовании принято считать работу И.М. Оранского, «Иранский язык в исторической освещении», опубликованную посмертно. И.М. Оранский обосновал разделение восточноиранских языков на две подгруппы: северо-восточная (скифская) и юго-восточная. Продолжением скифских диалектов Причерноморья и Предкавказья являлись в средние века аланские диалекты и в новейшее время - осетинский язык. Оранский И.М. Иранские языки в историческом освящении. М., 1979. С. 177. Важно, что иранист, вопреки традиции, находит современные близкородственные осетинскому языки: пашто, памирские, ягнубский, мунджанский и йидга. Там же. С. 128.

Можно отметить, что на конец советского периода, основной интерес ученых был сосредоточен на выявлении роли субстрата и суперстрата в этногенезе осетин, не останавливаясь на частных вопросах.

Один из крупнейших осетиноведов XX в., Б.А. Калоев, считает, что сарматские племена только в центральной части Северного Кавказа удержали свое численное превосходство над местными племенами и ассимилировали их. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование…С. 77. наиболее активное участие в формировании осетинского народа принимали аланы. Под термином «алан» подразумевается одно из сарматских племен, появившееся на Северном Кавказе в Iв. н.э. Там же. С. 78. Таким образом произошла двойная сарматизация коренного населения центральной части Северного Кавказа. После нашествия гуннов, аланы переселяются в горную Осетию, начиная с V в. здесь появляются археологические памятники алан.

В современном осетиноведении появляется все больше радикальных теорий, как об этногенезе и расогенезе осетин и их предков, так и по частным вопросам. Но на них мы не будем отдельно останавливаться в виду, как правило, их слабой, аргументации. Часть молодых исследователей основывает свои выводы на однородных источниках, как правило лингвистических.

Наибольшее внимание сегодня уделяется отдельным вопросам и проблемам прошлого осетинского народа.

Так Б.В. Техов изучает вопросы этногенеза осетин с позиций Е.И. Крупнова, считая осетин прямыми потомками носителей кобано-тлийской археологической культуры, одновременно считая в этническом отношении их индо-иранцами, т.е. родственными пришлым аланам. Техов Б.В. Осетины - древний народ Кавказа: Страницы из этнической истории осетин. Цхинвал, 1993. С. 15.

Л.А. Чибиров, на археологическом материале, опровергает положение о формировании осетинского этноса на Кавказе в I в. н.э. в результате смешения алан и местного аборигенного населения. Чибиров Л.А. Проблема скифо-осетинских параллелей: история и перспективы//От скифов - до осетин. Материалы по осетиноведению. Вып. I.М., 1994. С. 76. Так как, на протяжении всей истории расселения человечества на территории Центрального Кавказа не выявлено времени, когда здесь не проживали бы племен индо-европейцев и иранцев.

Для современных исследователей особый интерес, в виду новых тенденция в науке, приобретают этнические мифы осетин. В частности, В.С. Газданова, к типу таких мифов относит понятие «?гъдау». Представляющие собой комплекс морально-этических норм, выработавшихся на протяжении веков существования традиционного осетинского общества. Кроме этого практически в каждом обществе есть свои генеалогические предания, при анализе которых, исследователи находят отражения исторической памяти в виде устного придания. Но, как правило, такие предания характерны для, в недавнем прошлом, аристократических родов. Они не отражают всего этнического процесса.

Наиболее перспективными, на данный момент, являются проблемы, связанные с изучение мифологических и религиозных представлений, в частности соприкосновение скифских и осетинских традиций.

Подводя итоги вышесказанному следует отметить основные теории этногенеза осетин:

автохтонная (Паллас);

иранская (Потоцкий, Клапрот, Миллер, Ковалевский);

смешанная (впервые сформулированная Абаевым).

Теория субстрата является на сегодняшний день основной, но продолжается обсуждение вопроса о роли отдельных компонентов в этногенезе. Часть ученных считает доминирующей роль кавказского субстрата (Крупнов, Кузнецов, Техов), другая, напротив, аланского элемента (Калоев, Гаглойти).

Делись добром ;)