logo
Взаимодействие мировых и традиционных религий у народов Северного Кавказа

1.2 Древние верования предков осетин: субстрат и компонента мировых религий

Для верного выявления субстрата и компоненты в традиционных культах осетин, необходимо прежде всего обозначить особенности формирования этих культов.

Как правило, есть два основных пути генезиса религиозных представлений при переходе к классовому обществу. Первый - самостоятельное формирование нового пантеона с четко выраженной иерархией, со временем эта система может трансформироваться в монотеистическую. Второй путь - отказ от политеизма и принятие монотеистической религии от влиятельного соседнего народа. Уникальность религиозных процессов у осетин в том, что они происходили сразу по обоим путям. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура. Владикавказ: СОИГСИ им В.И. Абаева, 2006. С. 24. В I тыс.н.э. осетины оказались окружены народами, у которых в той или иной степени утвердились монотеистические религии (христианство, ислам и иудаизм).

Противоречивы выводы некоторых ученых о состоянии религиозно - мировоззренческой системы осетин на момент присоединения их к России. Л.А. Чибиров считает, у осетин сложились высокоразвитые формы религиозного мышления, в этом была основная причина неустойчивости мировых религий. Близок к такой точке зрения В.А. Кузнецов, но он считает уровень развития религиозной аланской идеологии в целом соответствующим общеевропейскому уровню земледельческих народов. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 30. Противоположной точки зрения придерживались В.Б. Корзун и С.А. Токарев. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 30.

Нартский эпос - ценный источник устного исторического предания, но его исследователи приходят к противоположным мнениям не только по частным вопросам, но и по характеристике самого эпоса. В.И. Абаев считает, что нартский эпос - эпос родового строя. Б.В. Скитский - перехода от военной демократии к феодализму. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 39. Именно по этой причине, рассматривать нартский эпос как исторический источник на данном этапе считаем необоснованным. В работе будут использованы только как вариативные, версии ведущих ученых, основанные на нартском эпосе как источнике.

Впервые В.И. Абаев высказал и применил в языкознании и этнографии теорию о роли в этногенезе осетинского народа и развитии его культуры кавказского субстрата. Действительно, соседние осетинам народы имеют много параллелей с ними, это касается не только духовной, но и материальной культуры. Так на основе лингвистического анализа, например, в пище можно найти следы древнекавказской традиции, у осетин такими следами являются дзул (пшеничный хлеб), к?рдзын (чурек), дз?рна (каша их цельных зерен пшеницы или кукурузы). Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С.22. Наследием аланского периода являются фыдджын(пирог с мясом) и у?либых(пирог с сыром), физон?г (шашлык), б?г?ны/ алутон (пиво), с?н (вино). Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 23 - 25.

В современно этнографии, к обще кавказским относится культ Авсати, культ божества оспы, культ домашнего очага и надочажной цепи, культ предков, поминки, культ священных рощ, способы гадания. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 38.

Афсати - покровитель охотников и диких зверей, он также известен армянам, балкарцам, карачаевцам, сванам, абхазам, адыгам, ингушам. Наиболее близкое сходство осетинский Афсати имеет с абхазским и сванским, что некоторые исследователи объясняют близким соседством и культурным общением этих народов, но может быть объяснено общими этническими элементами у родственных древнекавказских племен. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 29. Отличительной особенностью Афсати является отсутствие у него дзуаров, специального праздника. По преданию, он сидит высоко в горах и следит за своими стадами. Интерес для ученых представляет охотничий язык, часть слов которого является неосетинского происхождения. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 359.

Б.А. Калоев, вслед за В.А. Абаевым, относит к кавказскому субстрату верховного бога, Хуыцауты Хуыцау. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 29.

К кавказскому пласту В.А. Абаев относил так же обряды при поражении молнией, культ божества оспы, культ священных рощ. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 112.

Кавказский пласт культуры осетин хорошо прослеживается в прикладном искусстве Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 30..

Нельзя забывать о том, что отдельные иранские черты проникают в позднюю кобанскую культуру Центрального Кавказа, в частности культ коня. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 40. Коневодство как отрасль хозяйства появляется на Северном Кавказе, судя по археологическим памятникам, в VII - Vвв. до н.э., его принесли скифы, Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 41. с ними связывают и появление обряда посвящения коня покойнику.

Связи осетинских традиционных верований с зороастризмом сложный для изучения вопрос, так как предки осетин, иранцы, и выявить, дозороастизскими или собственно зороастрийзскими являются те или иные элементы практически очень сложно. В.И. Абаев считает, что скифы остались, в основном, чужды зороастризму. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 42.

Б.А. Калоев как древнеиранские характеризовал тотемные культы (культ огня, волка, оленя, Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 38. собаки Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 42.).

На основе лингвистических данных В.И. Абаев выделил ряд древнеиранских черт.

Ваюг - великан? имя которого восходит к дозороастрийскому богу ветра Vayu, одновременно он сочетает в себе и древнеиранского демона daiua. В числе скифских богов, перечисляемых Геродотом, В.И. Абаев находит соответсвие древнеиранскому Vayuka-sura, выступающего как бог смерти. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 106.

Отождествление В.И Абаевым осетинского W?rgon и латинского Volcanus, в науке не признаются бесспорными.

В.И. Абаев считает основой аланского пантеона семь богов, представляющий собой явное наследие скифского семибожия. Согласно Геродоту, это Тобити, Папай, Апи, Оптисир, Артимпаса, Геракл, Арей. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 362. Естественно, что Геродот отождествляет скифских богов с греческими, дает им соответствующие имена. В аланский семибожный пантеон могли входить: бог солнца, богиня домашнего очага (позже замененная христианской богоматерью), W?rgon, бог мужчин в образе меча, бог грома, патрон скота, водное божество. Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 109-110. Кроме этого В.И. Абаев говорит еще о патроне волков, отделяя его от W?rgon. В Южной Осетии так же был культ семи богов, но состав был иной, он включал в себя общеосетинских и местных божеств. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 363.

Как иранизмы В.И. Абаев характеризует некоторые понятия, связанные с сакральным миром осетин, в частности ard(клятва), farn(благодать, божество, покровитель), wac(слово, божество, святой).Абаев В. И. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 110-111.

Для скифов было характерно трехчленное деление общества (цари, жрецы, скотоводы и земледельцы), оно переходит в нартские сказания, а затем - в социальную структуре средневековых осетинских обществ. Эта же традиция лежит в основе организации пиршественного стола, когда происходит трехфункциональное деление жертвенной пищи, так от животного на столе обязательно ставят голову, лопатку и шею, и три пирога. Гаглойти Ю.С. Этноисторической содержание некоторых традиций и обычае осетин// Избранные труды. Цхинвал: Интеллектуальные ресурсы, 2010. С. 538.

Традицию почетной чаши Ю.С. Гаглойти также возводит к Геродотовскому скифскому обычаю «чаши героев».

Куль надочажной цепи, гадания на палочках, культ домашнего очага, поклонение мечу, ряд обычаев, связанных с заупокойным культом, культом предков у осетин Ю.С. Гаглойти генетически связывает с аланами и, ранее, скифами. Гаглойти Ю.С. Этноисторической содержание некоторых традиций и обычае осетин… С. 539. Действительно, по Геродоту, один из способов гадания скифов, по ивовым прутьям, встречаем и у алан (Аммиан Марцелин), а позже - у осетин. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 51.

Еще один архаичный обряд - присяга. И у скифов и у осетин обряд предполагает появление близких, родственных отношений через питье напитка из одного бокала. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 52.

В.И. Абаев считает наследием скифского времени и обычаи, связанные с водной стихией. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 8.

Культ коня исследователи возводят последовательно к скифскому, сарматскому и аланскому времени. Культ коня проявляется в похоронных обрядах, посвящение коня покойнику, скачки в честь умерших. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 10.

действительно, наибольшей архаичностью отличаются культу погребения и почитания предков. Согласно сообщениям Геродота, каждый скиф обрезал себе в знак скорби по умершему царю кончик уха, (в осетинском обряде кончик уха обрезают посвященному коню), обстригал себе волосы (в осетинском обряде это делает только жена умершего), делал надрезы на руках, царапал себе лоб и нос (у осетин это делали близкие родственницы покойного). Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 50.

Еще один архаичный обычай - это М?рты бад?н/ м?рты ?хс?в. В.Ф. Миллер считает этот обычай отголосками скифской традиции ставить вокруг царской могилы 50 чучел юношей и коней. Калоев Б.А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. С. 50.

Для понимания степени влияния различных монотеистических религий на религиозные процессы внутри аланского и осетинского общества, необходимо выяснить уровень взаимодействия с народами - носителями монотеистических религий.

В «Кембриджском документе» (Xв.) можно прочесть следующее сообщение хазарского еврея: Царь алан был подмогою для хазар, так как часть их соблюдала иудейский закон. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 25. В.И. Абаев выделял в осетинском два корня древнееврейских слов, оба они относятся к обрядовой стороне религии. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 25.

Т.Е. Дзеранов, к иудаизмам относит «сабатиз?р» - поминки на могиле умершего в пятницу вечером. Гершон Мурадов утверждал, что осетины познакомились с иудаизмом через евреев, поселившихся на Кавказе в 75 г. до н.э. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 26.

В конце XVIII - начале XIX религия осетин представляла собой развитый политеизм, Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 31. с многочисленными божествами, олицетворяющими силы природы, значимые общественные силы и явления.

Во главе осетинского пантеона стоял верховный бог, бог богов (Хуыцауты Хуыцау). Этот верховный бог отождествлялся с христианским Богом у христиан и Аллахом у мусульман.

Наиболее почитаемым святым являлся Уастырджы, олицетворяемый со св. Георгием, покровитель мужчин, воинов, путешественников, справедливости, его призывают в свидетели клятв.

Общенациональным почитанием пользовались Уацилла / св. Илья (божество грома и молнии, покровитель злаков, урожая); богиня плодородия Мады - Майрам/ мать Мария, до принятия христианства именовалась Афшин; Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 32. Фалвара / Св. Флор и св. Лавр (божество мелкого рогатого скота, защитник от волков); Афсати (божество охоты); Мыкалгабыр/ арх. Михаил и Гавриил (божество изобилия и плодородия); Аларды и Рыны бардуаг (божества оспы и эпидемий); Донбеттыр (божество водоемов) и проч. Каждое селение, или группа селений имели свое божество, хъ?уы дзуар/ святой села, хъ?уы а?д/ ангел села, отдельные семьи так же имели своих покровителей. Даже каждый человек имел своего покровителя. Дзеранов Т.Е. Религя осетин и русская культура… С. 32 - 33.

У средневековых алан-осетин Уацилла являлся дзуаром плодородия, появилось это божество в дохристианскую эпоху. Древнейшие дзуары, посвященные Уацилла, сохранились еще с аланских времен. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 352. Уацилла был многоплановым божеством, так к нему ходили женщины во время засухи для вызова дождя, все, что касалось урожая, считалось делом Уацилла, его же винили за отсутствие урожая.

Одно из популярнейших общеосетинских божеств - Уастырджи, глубоко почитающийся еще с аланских времен, в образе св. Георгия. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 352. На примере этого божества хорошо видно сочетание кавказских и иранских черт. Б.А. Калоев считает, что Уастырджи только воспринял христианское имя, а восходит его культ к аланскому богу войны. Но Уастырджи сочетает в себе и черты земледельческого и скотоводческого божества. Об иранском происхождении свидетельствует отсутствие этого божества, с его специфическими чертами, у других кавказских народов.

Интересна этимология божества Фалвара, по мнению В.Ф. Миллера оно не осетинского происхождения, Р. Штакельберг выводил его от персидского фарвар (дух-покровитель), В.И. Абаев полагал, что это искаженное Фрол-Лавр. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 357. В осетинской мифологии Фалвар зачастую выступает совместно с Тутыром(св. Федор), считающийся покровителем и хозяином волков, это также аланское божество, но у соседних народов оно не встречается. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 357-358.

Еще одним дохристианским аланским божеством являлся Донбеттыр. Специфика культа демонстрирует, что он сложился во время проживания предков осетин в районе крупных рек, Б.А. Калоев, считает, что на территории южнорусских просторов. Калоев Б.А. Осетины: историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 2004. С. 360. В.И. Абаев считал, что имя Донбеттыр образовано из дон (вода) и Петра (апостол Петр). Абаев В.И. Как апостол Петр стал Нептуном//Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ: Ир, 1990. С. 125. В свою очередь аланское божество воды В.И. Абаев возводит к Геродотовскому скифскому богу Тагимасаду. Абаев В.И. Как апостол Петр стал Нептуном… С.126.

Аларды в христианской традиции был заменен Иоанном Крестителем. Абаев В.И. Как апостол Петр стал Нептуном… С. 127.

Праздник Atyn?g (в честь святого Афиногена, епископа Севастийского), посвященный растительному культу, восходит к древнему растительному божеству. Объяснить такое заимствование можно только совпадением календарных дат.