logo
Современные необуддийские движения в России и в мире

3.Необуддийские движение

В последние годы несколько активизировались антивоенные выступления буддийского духовенства. С точки зрения идеологического воздействия на население ведущее место среди многочисленных течений в буддизме современная Страны восходящего солнца занимают необуддийские движения. Характерной особенностью их является акцент на одну или несколько черт буддийского вероучения. Хотя каждое из них претендует на ортодоксальное толкование буддийских догм, на деле их доктрины зачастую представляют собой эклектич. сочетание идей буддизма с заимствованиями из других религиозных традиций -- синто, конфуцианства, а в ещё большей степени -- из народных верований. Далай-лама XIV. Мир тибетского буд дизма. СПб., 2006.

В этом смысле необуддийские движения не отличаются от других новых религий Страны самураев, как именуются многочислисленные течения и группы, возникшие в разное время, начиная с первой половины XIX века., в противовес синто и традиционным школам буддизма и получившие наибольшее распространение после Второй мировой войны. Для необуддийских движений, как и для новых религий в целом, характерны ярко выраженный подход к вере как средству обретения земных благ, что служит основой религиозной практики: активная прозелитическая деятельность с участием всех адептов; авторитарная система (культ харизматического учредителя или лидера); акцент на работу с молодёжью; более активное по сравнению с традиционными школами буддизма участие в общественно-политич. жизни. Большинство их адептов составляют представители мелкой и средней буржуазии, рабочие мелких и средних предприятий. В культе необуддийских движений прослеживается более ярко выраженная по сравнению с традиц. школами буддизма монотеистическая тенденция. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 2008.

Самую большую группу необуддийских движений составляют движения, догмы которых связаны с вероучением Нитирэна:

Сока Гаккай,

Риссе косэй кай,

Рэй ю кай и ряд других.

Нитирэновские движения составляют наиболее мощное течение новых религии в целом, играют самую активную роль в религиозной жизни Страны восходящего солнца.

Нитирэн(16 февраля1222--13 октября1282, имя при рождении Дзэннитимаро) -- японский монах, основавший школуНитирэн-сю.

В возрасте от 16 до 32 лет Нитирэн проходил обучение во многочисленных храмах Страны самураев, и в первую очередь в главном храме школытэндай(Энрякудзи) на гореХиэй, а также вКиотоиНара. Тогда он пришёл к выводу, что наивысшее учение Будды сосредоточено вЛотосовой Сутре.28 апреля1253он открыл и ввёл в практику знаменитуюмантру

Нитирэн убеждённо верил и доказывал, что современные буддийские школы, такие каксингон,нэмбуцуидзэн, глубоко заблуждаются, пытаясь указать путь к просветлению, о чём он заявлял повсеместно на публичных проповедях.

После проповеди в июле1260Нитирэна стали явно и неявно преследовать, на него совершались нападения и покушения, в1261он был сослан на полуостров Идзу, а в ноябре1264чуть не убит.

Однако Нитирэн продолжал свои проповеди. После серьёзного конфликта с бонзой Рёканом, в сентябре1271власти вызвали Нитирэна на дознание. Чуть позже чиновник Хэй-но Саемон вместе с отрядом солдат арестовал Нитирэна, собираясь отрубить ему голову. Однако возникли небесные знамения, и световые вспышки с моря в Тацунокути, которые напугали его преследователей, и они не смогли совершить казнь. Этотм момент считается поворотным в жизни Нитирэна, и носит название Хоссяку-кэмпон.

Смысл понятия Хоссяку-кэмпон заключается вразвеянии не-подлинного и раскрытии истины, при этом не-подлинной считается внешность Нитирэна как смертного монаха, а истиной -- его проявление как бодхисаттвы Дзёгё или как Истинного Будды.

После этого события Хэй-но Саемон заменил казнь ссылкой на остров Садо в Японском море, известный суровой зимой и ветрами.

Находясь в изгнании на острове Садо, Нитирэн написал свои основные сочинения, и, вернувшись из ссылки будучи прощённым, он основался на горе Минобу префектуры Яманаси, позднее его ученики основали там храм Куондзи. Остаток жизни Нитирэн занимался своими учениками и развивал свою школу.

Сравнительно небольшая часть необуддийских движений восходит по своему происхождению к традиционным школам буддизма, как Тэндай, Сингон, Дзёдо. Наиболее крупной из них является Синнё эн.

Страна восходящего солнца является крупнейшим в мире центром по изучению буддизма, привлекающим учёных из разных стран. После Второй мировой войны значительно активизировалась миссионерская деятельность японс ких проповедников за рубежом, прежде всего в США и Западной Европе. Железное А.И. К вопросу о буддийской методологии. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 2006.

Общество Сока Гаккай(«созидание ценностей») -- японская необуддистская общественно-религиозная компания, использующая модифицированное учениеНитирэн-сю и активно участвующая в политике Страны восходящего солнца.

Руководителем компании является президент. В настоящее время компанией руководит третий президент Икэда Дайсаку. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 2008.

временное идеологизированное (в частности, конфессиональное) религиоведение в Российской Федерации зачастую склонно бросаться такими словами как «деструктивный культ» или «секта». В отношении Сока Гоккай эти термины неприменимы, хотя их иногда и склонны использовать. Надо отметить, что в самой Стране самураев по отношению к подобным организациям часто применяется слово, переводимое на русский язык как «секта», что является не совсем корректным переводом слова, обозначающего религиозную школу, обособившуюся от более крупной религиозной традиции. При этом восточная культура относится к подобным явлениям гораздо более спокойно, чем европейская, и не склонна негативно относится к подобным явлениям. Сока Гаккай не является и преступной фирмой. О первом, по-видимому, свидетельствуют практические успехи участников фирмы и ее эффективная общественная деятельность, второму явно противоречит открытый характер компании и ее масштабы, третьему -- ее абсолютно легальные основания (что видно, хотя бы, на примере того, что фирма имеет собственную легальную партию). Сока Гаккай получила международное признание как важная общественно-религиозная компания, в том числе и в Российской Федерации.Железное А.И. К вопросу о буддийской методологии. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 2006.

Поэтому наиболее справедливой характеристикой в отношении Сока Гаккай представляется формула «псевдобуддистская религиозная фирма».

Общество Сока Гаккай образовалось в1930как группа прогрессивно мыслящих преподавателей-энтузиастов и первоначально носила название Сока Кёику Гаккай, что в переводе с японского означает «созидание педагогических ценностей». Учредителем и вдохновителем его был японский ученый и педагог Цунэсабуро Макигути(1871--1944), который являл собой пример страстного реформатора пассивной системы образования, обучающей школьников навыкам механического зазубривания учебного материала и таким образом нивелирующей пытливость детского ума и способность ребенка самостоятельно мыслить. Он противопоставлял авторитарному обучению свою передовую, развивающую личность модель образования, обеспечивающего через внимательное и бережное отношение к детской индивидуальности свободное и всестороннее развитие творческих способностей учащихся, повышение степени их сознательности, просвещения и культурности. Фаликов Б. Неоязычество. // Новый мир. 2009. №8.

Первоосновой философии Ц. Макигути являлась его теория об общечеловеческих ценностях, выражающаяся в твердой убежденности, что сущностью жизни человека и её уникальной особенностью перед всем многообразием феноменов жизни как таковой является как раз человеческая познавательная способность к созиданию, что по сути оказывается предназначением его земного пути. Настойчивые размышления педагога о смысле бытия и неутомимые искания обрести подтверждения своим умозаключениям венчались встречей с учениемНитирэна.

В1928. Макигути вступает в школу буддизма Нитирэн-сёсю, и его примеру следует молодой школьный учитель Дзёсэй Тода(1900--1958). Вместе они трудились над созданием первого федерации Сока Кёику Гаккай, куда главным образом входили учителя-единомышленники начальных, средних и высших школ, разделяющие свободолюбивые идеи преобразования устаревшей системы обучения в стране и изучающие духовные приоритеты новейшего буддизма с точки зрения сравнительного поиска общих позитивных констант между данной религиозной философией и педагогической теорией о созидании мировых ценностей Ц. Макигути.

Согласно «теории ценностей» Макигути Цунэсабуро, стремление к счастью, являющееся целью человеческой жизни, неизбежно сопровождается созданием ценностей, аккумулируя которые, человек добивается счастья.

Согласно разработанной вторым президентом Сока Гаккай Тода Дзесэй концепции «большой системы жизни», верующий, вознося молитвы гохондзону (гохондзон -- главный ритуально-священный атрибут культа Сока Гаккай -- свиток с именами всех будд и бодхисаттв, обеспечивающих гармонию человека и ритмов природы), путем контакта и гармонии с ритмом «большой жизни вселенной» может собрать ее «жизненную силу» и обрести свое счастье. Фаликов Б. Неоязычество. // Новый мир. 2009. №8.

Общество принимает активное участие в политической жизни Страны восходящего солнца. В1964члены союза создали партию «Комейто» («политическая партия чистой политики»), которая придерживается центристской политической линии и выступает за следование этическим нормам в политической деятельности; основные принципы политической партии --чистота, благосостояние и мир. Она была представлена в парламенте страны, находилась в оппозиции к правящей Либерально-демократической политической партии (ЛДП). В1994политическая партия самораспустилась, но в1998была воссоздана под названием «Новая Комэйто» и вскоре вошла в правительственную коалицию с ЛДП.