logo
Социальная роль религии в современном обществе

1. Понятие религии, ее структура и социальные функции

религия социальный

Понятие религии изучается одновременно богословами, философами, историками, религиоведами, психологами, социологами и пр. учёными. Но в социологии всегда возникали сложности в связи с определением термина «религия». Это отмечал еще известный социолог М. Вебер Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера веберовский ренессанс. -М.: КомКнига, 2010. - 368 с.. Мы в нашей работе под религией понимаем комплекс верований и практических действий, с помощью которых люди общаются, или пытаются общаться с реальностью, которая находиться за пределами повседневного опыта. Она строго отделена от пр. этического, эстетического или политического опыта, своей духовной природой, особой верой в сверхъестественное. Отличается религия и также особой структурой, в которую входят догматы, культ, эмоциональные переживания (вера), моральные правила и религиозные объединения (церкви, деноминации, секты, мистерии и пр.). Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. - 416 с.

Определенный интерес представляет схема структурирования религии, предложенная учёным Р. Джонстоуном. Она состоит из определённого количества основных элементов, которые помогают понять, является ли религией та или иная вера. Павловский В.П., Эриашвили Н.Д., Щеглов А.В. Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 352 с.

Во-первых, религия всегда массовое явление, хотя и может быть связанна с глубоко личным переживанием.

Во-вторых, религия имеет дело с понятиями святости, божественности и всегда проводит границу между святым и мирским, божественным, чудесным и повседневным.

В-третьих, религия не возможна без вероисповедания - системы взглядов, учения, установок относительно смысла жизни и поведения.

В-четвертых, религиозная деятельность отражается в обрядах и ритуалах - образцах поведения относительно священных и сверхъестественных сил.

Заслуживает внимания мнение социологов о том, что в случае изучения религии как социальной подсистемы, указанные элементы можно считать максимальной границей ее членения. При дифференцированном рассмотрении каждого элемента оказывается его определённая степень сложности. Структурно-функциональный анализ в таком случае становится средством изучения структуры и функций выделенных элементов.

В отечественной литературе сложились два подхода к пониманию функций религии. Первый из них заключается в том, что исследователи стараются определить, выделить «специфично религиозную» функцию - функцию «фиктивного регулирования», связанную с ошибочным толкованием и иллюзорным представлением действительности. Более убедительным выглядит второй подход, согласно которому религия специфична по своей сути, но ее функции - это функции типичного социального института. С этой точки зрения можно выделить шесть социальных функций религии: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, идеологическую, легитимизующую и интегративную. Смирнов М.Ю. Религия и религиоведение в России. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2013. - 368 с.

Мировоззренческая функция проявляется в том, что религия содержит в себе осознанное отношение человека к своей личности, другим людям, окружающей среде и всему разнообразию явлений в ней с точки зрения его религиозной веры, знаний. То есть религиозная теория и практика формирует соответствующее религиозное или синтетическое мировоззрение.

Создание картины мира - одна из главных составляющих мировоззренческой функции, которая, однако, не исчерпывает эту функцию полностью. Не менее важно, чтобы благодаря этой картине человек может найти и определить смысл своего бытия. Именно поэтому данную функцию еще называют смыслопологающей или функцией значения. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.

Религия также выполняет социальную функцию компенсатора, реализуемую в религиозном заполнении действительности, а также в религиозном утешении.

Коммуникативная функция проявляется в форме культовой деятельности, когда верующие общаются друг с другими, позиционируя это и как часть общения с Богом.

Догматы, нормы и правила поведения, а также традиционная религиозная мораль являются регуляторами поведения людей, что говорит о наличии регулятивной функции. Будучи сообразной нормативно-правовой системой, религия преимущественно упорядочивает мысли, устремления и действия людей. В некоторых странах мира, религия и право до сих пор слиты воедино.

Как один из важных социальных институтов общества религия берет на себя и часть такой важной социальной функции общества, как узаконивание определенных норм и правил поведения, которые поддерживали бы стабильный порядок в обществе, обосновывали и узаконивали бы ценностно-правовую составляющую этого порядка. Поэтому социологи назвали данную функцию легитимизующей. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Инфра-М, 2010. - 304 с.

Идеологическая функция имеет место, когда религия в обществе, отражает точку зрения определенных групп, прослоек, классов, при определенных обстоятельствах отстаивает классовые или групповые интересы, формирует классово-религиозную идеологию. Это позволяет обрести определенный баланс и стабильность в обществе, например, сплотить людей вокруг патриотически-религиозной идеи.

С сохранением и обеспечением стабильности общества непосредственно связанна еще одна функция религии - интегративная. Религия может быть фактором интеграции общества, социальных групп. Подводя итог социально значимой и полезной деятельности среди разных слоёв общества, религия оказывает содействие стабильности всего социума. Что, например, особенно важно в новых экономических условиях при развитии рыночной экономики Клисторин В.И. Рыночная экономика, нравственность этика и религия // ЭКО. 2012. № 10. С. 167-178.

Таким образом, мы можем видеть, что религия и раньше и теперь играла важную социальную роль. И эта роль не ограничивалась одной функцией. Однако, с течением времени трансформировалась, как сама религия, так и ее социальные функции. Одни религии ушли в небытие, иные - укрепились. В одних странах религиозная жизнь остается на первом месте, внедряясь во все общественные сферы, в других церковь давно отделилась от государства, и большая часть населения живут по светским законам и правилам. В одних обществах более выражена компенсаторная функция религия, в иных интегративная и т.д. Поэтому нам необходимо рассмотреть роль религии в современном обществе с учетом тенденций глобализации и развития информационного общества.