logo
Социально-культурные особенности Евангелического движения в России

2.1 Основы вероучения и мировоззрения Христиан Веры Евангельской

В современной России в адрес евангельских верующих нередко выдвигаются обвинения в том, что они либо оказывают на русскую культуру «чуждое западное влияние», либо являются абсолютно «некультурными», точнее, не вписанными в культурную традицию страны. Подберезский И. В. Вера по Евангелию в России//Христианское слово. Иисус Христос-2000. М., 2000. С. 51. Эти обвинения полностью несостоятельны, так как ни одно явление в культурной жизни не привьется только по причинам внешнего - возможно, опосредованного - влияния; решающим фактором всегда будет внутренняя предрасположенность к данному явлению. История же свидетельствует о том, что евангельское движение в России - при всем его социальном многообразии - изначально было глубоко «интеллигентным». Причина такой ситуации обусловлена тем, что евангельская вера в Иисуса Христа как единственного и личного Спасителя - это вера осознанная. Именно поэтому христианскую интеллигенцию большевики уничтожали с особенным рвением, желая деинтеллектуализировать христиан и привести их в соответствие со своими представлениями о верующих как о людях «темных» и «невежественных».

Евангелизация же поспособствовала тому, что Библия на русском языке вошла в русские семьи, превратившись из исключительно богослужебной книги в книгу настольную, в руководство для повседневной жизни. Ее духовно-нравственные принципы, как правило, воплощаются в образ жизниСавинский С.Н «История Евангельских Христиан - Баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967)». Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001.. Согласно принципам Христиан Веры Евангельской: «Именно Библия поднимает духовный и общекультурный уровень русских людей». Евангельское движение формирует русскую трезвенническую культуру, а это то, чего не удалось достигнуть государственными нормативными актами в виде «сухих» законов и антиалкогольных «мораториев». Евангельская культура имеет результатом крепкие браки, искреннюю заботу об одиноких, больных, престарелых, детях, подростках, стимулирует учтивость и скромность в межличностных отношениях. Перечисленные принципы, безусловно, следует считать полезными для нравственного оздоровления жизни в обществе, а также вкладом в решение отдельных острых социальных проблем.

Проведя исследование с помощью глубинного интервью с членами общины Христиан Веры Евангельской (каждая из бесед продолжалась не менее 60 минут), а также пользуясь методом наблюдения, мы выявили некоторые особенности формирования данной конфессии. Прежде всего, следует отметить, что евангелическое движение образуют люди, для которых характерна потребность в высокой интенсивности религиозной жизни. В ряде случаев к протестантизму приходят после достаточно долгого пути духовного поиска (иногда «проходящего» и через другие христианские конфессии). Это свидетельствует о том, что окончательное решение принимается в результате сознательного выбора, что, в принципе, несколько снижает возможности для дальнейшего религиозного транзита (перехода в другие общины) по причинам вероучительного характера.

Особый акцент в своих проповедях ХВЕ останавливают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Именно это учение, по словам самих евангелистов, о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций. В остальном все соответствует главным протестантским догматам: признание исключительного авторитета Священного Писания, не почитание Божией Матери, святых, а также отсутствие молитв за умерших, не поклонение святому кресту и иконам, непризнание законного благодатного священства. В определенном смысле можно говорить о том, что ХВЕ, исказив церковные Таинства, превратили их в простые обряды. По их убеждению, Господь не нуждается ни в каких материальных, видимых формах передачи. Своей благодати, но в то же время они сохранили обрядовые действия, соответствующие описанным в Новом Завете событиям.

Как правило, в первое воскресенье каждого месяца они совершают хлебопреломление, которое для них есть только воспоминание о Тайной вечере. Верующим предлагается кусочек хлеба с подноса и глоток вина из чаши, а после совершается обряд омовения ног. Этому придается огромное значение, так как полагают, что хлебопреломление без омовения ног не может являться полноценным исполнением заповеданного Спасителем.

Особым стимулом для закрепления членов евангельской общины становится религиозная деятельность, позволяющая прихожанам реализовать свои способности в социальной сфере. При этом акцент делается не на индивидуальное осуществление религиозного опыта, а на включение верующего в коллектив, реализацию массовых форм религиозности.

Основой вероучения Церкви христиан веры евангельской и практики христианской жизни является Библия, Священное Писание. Однако независимо от того, насколько широко распространено какое-то учение и в какой мере оно отражает традиции или "современное мышление". Библия является единственно верным критерием в вопросах веры, согласно которому проверяются все доктрины Церкви. К примеру, в ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. ХВЕ считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии, размышляя над Писанием и внимательно изучая его. Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета. Христианское образование является неотъемлемой частью служения Церкви. Об этом свидетельствует следующий посыл: Господь Иисус Христос дал верующим великое поручение: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Матф.28:19-20).

Условно христианское образование можно разделить на формальное и неформальное. К последнему относятся разнообразные виды служения Церкви: подготовка к водному крещению (что включает в себя консультацию и заполнение специальной анкеты, где христианин может «проверить» свои знания Священного писания), собираются малые домашние группы, семинары, конференции разных уровней, для детей существуют воскресные школы. Формальное христианское образование включает в себя учебные программы, целью которых является повышение уровня богословской грамотности пастырей, служителей и рядовых членов Церкви с подтверждением ее соответствующими свидетельствами и дипломами.

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…»

Если выделять различия межу РПЦ и ХВЕ, то это можно проследить в культовых обрядах. Так, протестанты не крестят детей в младенчестве; опираясь на Писание, верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия обозначает, что дети не знают добра и зла; Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев; евангелисты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым рекомендуют креститься в сознательном возрасте, после того как они покаются.

Церковь ХВЕ или если выражаться на языке протестанта, Дом Молитвы не имеет пышного убранства, икон, свечей и прочего реквизита. Церковь имеет богослужебную практику, которая может включать в себя: молитвы, совершение таинств, песнопения, проповедование, чтение, общение, соблюдение христианских праздников, благословение детей, обряд венчания, обряд погребения усопших, музыкальное и иное религиозное творчество.