Социальное учение Католической церкви

курсовая работа

2.3.6 Социальное учение Иоанна Павла ІІ

Понтификат Иоанна Павла II начинается в очень сложное время, когда возрастает политическая напряженность между Востоком и Западом и усиливаются социальные и экономические противоречия в общечеловеческих масштабах, называемые иногда противоречиями между Севером и Югом. Впрочем, эти две системы противоречий тесно связаны между собой, хотя выявить и распутать эти связи вовсе не так легко. Кроме того, это период, когда происходит развитие науки и техники не только в естественной, но и в гуманитарной области и когда исследования в сфере гуманитарных наук начинают обращаться против человека. Разработка методов психологического и социального воздействия в сочетании с дальнейшим прогрессом техники, особенно электроники и развивающихся на ее основе средств массовой информации и средств управления, создает возможность прибегать к различным методам социального и политического манипулирования в широком масштабе. И вместо того, чтобы служить освобождению человека, широкая массовая технология грозит ему закабалением. Вот почему главной заботой папы становится человек, и именно в таком плане следует подходить к проповедуемому им социальному учению.

Папа видит человека в перспективе спасения, а значит, в свете миссии Церкви (которая сама переживает значительные трудности), и поэтому неизменно рассматривает его в аспекте отношения к Христу, так как "тайна человека по-настоящему проясняется лишь в тайне Воплощенного Слова".Человек в представлении Иоанна Павла II олицетворяет собой не только концепцию, но и действительность, которая конкретизируется как бы в двойном социальном плане: в плане включенности его в различные сообщества и объединения и в плане труда и всего его совокупного результата, то есть в плане культуры, которую он формирует и посредством которой формируется сам.

«Труд - призвание каждой личности; в нем человек выражает и осуществляет себя, труд дает возможность выразить человеческое достоинство». Эта тема получила достаточно яркое развитие уже в первой энциклике Иоанна Павла II - «Laborem Exercens» («Трудом своим») (1981), затем продолжена в 1987 г. в энциклике «Sollicifidi Rei Socialis». Свободный рынок есть экономическое следствие христианского понимания человеческой природы и предназначения. Эта мысль пронизывает многие выступления главы католической церкви, особенно его послание «Cenfesimus Annus», представляющее наибольший интерес прежде всего потому, что именно здесь Иоанн Павел II высказывает новейшие взгляды католичества на социальные проблемы, а также потому, что взгляды выражены в этой энциклике наиболее последовательно и глубоко. Идеал Иоанна Павла II является прямым продолжением того, что Лев XIII называл обществом дружбы, Пий XI - социальным милосердием, а Павел VI - цивилизацией любви.

При всех этих, казалось бы, далеких от жизни идеалов, идеал Иоанна Павла II достаточно земной и конкретный. Тот справедливый хозяйственный порядок, который одобряет католическая церковь в лице ее главы, есть «экономическая система, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства производства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики». Папа критикует системы, отрицающие свободный и личностный человеческий труд. Он определенно выступает против такой системы, «где свобода в экономической сфере не подчинена строгим нормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте и считали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной на нравственности и религии».

Свободная экономика получила полную поддержку со стороны католической церкви, хотя, как утверждают ее нынешние апологеты, экономика бизнеса никогда не будет ее нравственно удовлетворять. Сама по себе погоня за прибылью не может встретить сочувствие церкви, у рынка как такового нет своей нравственности, он просто зеркально отражает нравственность или безнравственность своих участников. И все же, как пишет Папа Иоанн Павел II, прибыль необходима, чтобы свободная экономика функционировала. Он осуждает потребительство, настаивает на том, что этика и культура первичнее экономики; для него религиозное, духовное является высшей реальностью. И если Иоанн Павел II предлагает вернуть экономике ее подлинную ценность, то его критика направлена скорее не на экономическую, а на этическую и культурную систему.

С именем Иоанна Павла II связана целая эпоха - эпоха крушения коммунизма в Европе, - и для многих в мире именно он стал её символом. На своём посту Иоанн Павел II проявил себя неустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативных сторон современной капиталистической системы - политического и социального угнетения народных масс. Его публичные выступления в поддержку прав и свобод человека сделали его символом борьбы против авторитаризма во всём мире. Сам папа был активным противником абортов, средств контрацепции, гомосексуальных браков, эвтаназии рукоположения женщин; был сторонником целибата.

Центром всей его деятельности был человек. Каждую человеческую жизнь он считал величайшей ценностью, что, следовательно, внесло свой вклад в развитие социального учения. «Миром должна управлять любовь»,- так говорил Иоанн Павел II.

При Иоанне Павле II начался межконфессиональный диалог. Он стал первым папой посетивший англиканскую, лютеранскую церкви, синагогу и мечеть. При нём католическая церковь попросила прощение у евреев за гонения, за ошибки которые церковь совершила за свою историю (крестовые походы, пассивная позиция во Второй Мировой войне, за гонения на язычников и т. д.).

Иоанн Павел II очень любил молодёжь. Именно при нём начали организовываться всемирные встречи молодёжи, которые собирали от 1 млн. (Париж, Рим) до 5 млн. (Манила) человек. Впервые молодёжь из советского союза попала на эти встречи в 1991 в Честохове. 100000 советских молодых людей побывали на встрече с Папой Римским.

Смерть Папы 2 апреля 2005 года была большой трагедией во всём мире. 1 мая 2011 в Ватикане состоялась беатификация Иоанна Павла II.

3. Социальное учение церкви и его влияние на мир на современном

этапе

25 октября 2004 г. в пресс-центре Святого Престола кардинал Ренато Рафаэле Мартино, председатель Папского Совета "Справедливость и Мир", представил журналистам Компендиум Социального Учения Церкви. Работа над книгой, ответственность за которую несет Папский Совет "Справедливость и Мир", была выполнена по поручению Папы Иоанна Павла II и длилась пять лет. В ней впервые предпринята попытка систематизировать и унифицировать основные идеи социального учения Католической Церкви, развивающегося уже более ста лет (от энциклики Льва XIII Rerum novarum, опубликованной 15 мая 1891 г., и вплоть до наших дней).

Социальное учение представлено в многочисленных документах, многие из которых не доступны широкой публике. Поэтому с определенного времени возникла потребность разработать синтез многочисленных и столь разрозненных документов, в котором бы четко и ясно излагаются основные вопросы социальной доктрины. Так родился Компендиум (или Свод) Социального учения церкви. Его цель - "представить комплексно и систематически, хотя и в сжатой форме, социальное учение, плод глубоких размышлений Учительства и постоянных забот Церкви, которая верна Благодати спасения Христова и с любовью печется о судьбах человечества".

Социальное учение церкви в первую очередь предназначено для, всей христианской общины, ведь на каждого верующего возложена определенная ответственность перед обществом. Особым образом оно обращается к мирянам, которые, в силу своего призвания, занимаются разрешением политических и административных задач, секулярных по своей природе. Социальное учение имеет также "универсальное звучание", будучи " явным образом обращено ко всем людям доброй воли": к нему прислушиваются представители других церквей и церковных общин, последователи других религиозных традиций и люди, не входящие, ни в какую религиозную группу.

Сам Компедиум состоит из трёх частей и двенадцати глав.

В Компендиуме перечислены четыре незыблемые принципа социального учения Католической Церкви: достоинство человеческой личности, общее благо, принцип вспомогательности (субсидиарности), солидарность.

Именно человеческая личность - фундаментальный принцип социального учения Католической Церкви, в том смысле, что оно "строится на принципе, утверждающем неприкосновенное достоинство человеческой личности". Ценность и достоинство человеческой личности уязвлены грехом, "личным и социальным": грех не только ранит конкретную личность, но также имеет социальные последствия, питающие "греховные структуры". Всеобщим равенством людей перед Богом (все сотворены по Его образу и подобию) обусловлены достоинство человеческой личности и права человека, первое из которых - право на жизнь с момента зачатия и до момента естественной смерти. Справедливое общество можно построить только при уважении к трансцендентному достоинству человеческой личности, поэтому "ни в коем случае человеческую личность нельзя использовать для целей, чуждых ее собственному развитию". Человек должен поступать по свободе, однако эта свобода не безгранична и связана с истиной. "Реализация свободы предполагает обращение к естественному нравственному закону, имеющему всеобщий характер, предваряющему и объединяющему все права и обязанности". Естественный закон - ни что иное, как свет разума, дарованный нам Богом. Благодаря ему мы познаем, как следует поступать и чего следует избегать.

Основные требования общего блага и солидарности - всеобщее предназначение материальных и духовных благ, а также преимущественное внимание к бедным. Принцип вспомогательности предполагает участие граждан в общественной жизни (демократия).

Вторая часть Компендиума чрезвычайно актуальна, т.к. в ней рассматривается семья, утверждается ее приоритет по отношению к обществу и Государству (стр. 149-179), и изучаются проблемы брака. Моногамный нерасторжимый брак назван единственной аутентичной формой семьи.

Церковь отрицает современные гендерные теории, согласно которым мужская и женская природа - всего лишь культурное или социальное явление. Стабильность и нерасторжимость брачного союза не должны опираться исключительно на обязательность отдельных лиц, поэтому браку необходимо придать институциональный характер посредством публичного, социально и юридически признанного акта. Введение развода в гражданское законодательство укрепило релятивистский взгляд на супружеские узы. Церковь не покидает тех, кто вступил в повторный брак после развода; со своей стороны, эти люди, поскольку они крещены, могут и даже должны участвовать в церковной жизни. Фактические союзы основаны на ложном представлении о свободе выбора; законодательное уравнивание семьи и "фактических союзов" привело бы к дискредитации семейной модели. Следует уважать достоинство человека с гомосексуальной ориентацией, что, все-таки не означает ни узаконивания поведения, не соответствующего нравственному закону, ни признания права на брак между людьми одного пола, с последующим уравниванием такого союза с семьей.

Делись добром ;)