logo
Социальные концепции христианских церквей

3. Проблема экологического кризиса и религия

Основной причиной глобального экологического кризиса современной цивилизации называется потребительская и природопокорительская идеология человечества. Быстрое нарастание негативных последствий непродуманного развития техногенной цивилизации обусловили условия для коренного изменения жизни людей, человечество оказывается перед альтернативой глобального экологического коллапса или поиска нового мировоззрения и ценностных установок деятельности людей.

Ухудшающаяся экологическая ситуация вызвала в обществе напряженные нравственные искания, приведшие к определению предмета экологической этики, сущности экологического сознания и ряда духовно-нравственных понятий в рамках концепции устойчивого развития. В этом смысле особую значимость приобретает фактор общественного сознания. Следовательно, формирование экологического сознания выступает как важная закономерность развития общества.

Религиозное видение глобальных проблем, опора на духовно-нравственные ценности могут способствовать выработке социально целесообразных норм взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместе с тем признание государством исповедуемых значительным большинством граждан религиозных ценностей и мотиваций вовсе не предполагает наполнение деятельности государства религиозным содержанием. В связи с этим представляется необходимым использовать экологические идеи, заложенные в религиозных учениях, в различных формах сотрудничества государства с религиозными организациями. Речь здесь может идти о государственной поддержке просветительской, природоохранной, воспитательной и других форм деятельности религиозных объединений.

Многие философы, историки вообще научные деятели обвиняли и обвиняют христианство, в том, что оно является источником экологического кризиса. Потому что христианство анропоцентрично, т. е. ставит человека выше всех созданий Бога. Они утверждают, что христианство веками воспитывало в обществе эгоистическое отношение к окружающей среде. По их мнению, вся метафизическая структура христианской картины мира политизирована и иерархична: Бог ? над человеком, человек ? над природой, что результируется в онтологической пирамиде власти и в распространении моральных норм исключительно сверху вниз. К числу западных критиков христианства относятся Джей Форрестер, Арнольд Тойнби, Л. Уайт и др. Волна критики в адрес христианства была поднята именно Л. Уайтом, а точнее его статьей «Исторические корни нашего экологического кризиса». В ней он пишет что «христианство несет на себе огромное бремя исторической вины» Уайт Л., мл. Исторические корни нашего экологического // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 199. Выход из кризиса Уайт связывает не с созданием новой религии или переосмыслением старой.

Христианство также в свою очередь может обвинить в истоках экологического кризиса как феномена сегодняшнего времени эволюционно-дарвинскую концепцию происхождения мира, где также превозглашается человек «венцом природы». Путем жесткого естественного отбора, человек развился из примата в человека разумного, он главный в мире. Бога в этой теории нет, естественно отвечать за свои действия не перед кем. Человек живет только здесь и сейчас поэтому он делает только то, что ему выгодно и что хочется. То есть здесь воспитывается эгоизм. Поэтому те люди, которые в этой жизни преуспели и обогатились их мало волнует остальное общество они живут только для себя. А ведь скольким поколениям эта картина мира внушалась с детства. Поэтому на возникновение экологического кризиса повлияло множество факторов. Чтобы найти его истинную причину нужно проделать огромную работу и вести само исследование этой проблемы не предвзято. Нельзя стопроцентно утверждать, что только христианство или какая-нибудь научная теория виновата в экологическом кризисе или вообще кризисе отношений между сообществами.

С момента своего возникновения церковь всегда была главным попечителем и хранителем этики, направленной на подготовку человека к встрече с божественным началом. Даже в нашу эпоху большинство людей продолжают обращаться за ответами на вопросы, что является правильным и неправильным, к той или иной религии. Мораль интеллектуальных и политических лидеров также вытекает из того восприятия религии, которое пусть и не связано напрямую с официальной церковью, можно считать религиозным. Поэтому, если церковь активизирует свою деятельность и проявит моральную заинтересованность к сложившимся не без ее участия отношениям между человеком и природой, она тем самым окажет формирующейся экологической этике значительную поддержку

В поисках долгосрочной экологической устойчивости, несомненно, существует расхождение между современными проблемами в области окружающей среды и религиозными традициями. Религиозные традиции не могут дать конкретных указаний в решении таких сложных вопросов, как изменение климата, опустынивание, или вырубки леса. Но в то же время признано, что определенные ориентации и ценности религий могут быть не только полезными, но и необходимыми для более полной космологической ориентацией и экологической этики. Несмотря на исторические и культурные обстоятельства, существуют определенные религиозные взгляды и практика, а также общие этические ценности, которые могут быть определены для расширения и углубления экологического мировоззрения.

Для создания благоприятных условий жизни необходимо разработать правила экологически корректного поведения людей, которые помогут относиться к природе как к ценности. Но нельзя игнорировать религию, которая как социальный институт вносит свой положительный вклад в развитие правильного общественного сознания. Цель религии ? добиваться благоговейного отношения к жизни, создавать духовное и социальное пространство целостного человека. Религия может разбудить в людях сознание, того что человек не только материальная, но и духовная сущность. Религия помогает осознать, что контроль человека над живым и неживым миром не безграничен. Она внушает обществу, что человеческую жизнь нельзя мерить только материальными благами. Религиозные убеждения являются действенной мотивацией для активного участия в программах, направленных на охрану окружающей среды.

Все видные представители христианских церквей активно участвуют в жизни общества. Выступая с докладами, отвечая обществу на задаваемые вопросы в том числе и по отношению к окружающей среде. Тема экологического кризиса часто звучит в сообщениях церковных представителей как на собраниях внутри церковного сообщества, так и во внешних выступлениях обращенных ко всему мировому сообществу в целом.

Предстоятель РПЦ патриарх Кирилл также часто в своих докладах и выступлениях затрагивает тему экологического кризиса. На недавно прошедшем ХVII Всемирном русском соборе патриарх в своем докладе сказал о том, что Россия имеет особый опыт «многополярного и многоукладного бытия, традицию самоограничения, столь важную в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса». На архиерейских соборах РПЦ часто озвучивается проблема экологического кризиса.

Глава католической церкви папа Франциск также в своих посланиях говорит об экологической проблеме. Например, в послании по случаю Всемирного дня Римско-католической церкви он отмечает, что «человечество получило от Творца общий дар: природу». Христианский взгляд на творение, подчеркивает он, «подразумевает положительное суждение о дозволенности вмешательства в природу с целью получить от нее пользу, при условии, что это будет делаться ответственно, то есть распознавая вложенную в нее «грамматику» и разумно используя ее ресурсы на благо всех, ценя красоту и учитывая цель и полезность каждого живого существа, а также его функцию в экосистеме» Братство ? основа мира и путь к нему. //Послание Папы Франциска на XLVII Всемирный день мира// Сибирская католическая газета .

В ХХ веке благодаря работам христианских богословов Дж. Ситтлсра, Р. Баэра, Ф. Йорансена, Дж. Кобба, К. Кофена, Э. Линзи, развиваться такое направление как экологическая теология. Но христианское отношение к природе и экологическим проблемам обычно изучалось либо богословами, далекими от экологии, либо светскими учеными в области экологии, истории, философии, которые далеки от богословия. Поэтому труды на тему взаимоотношения религии и экологии носят, как правило, односторонний характер.

Возможность «включения» религии в вопрос сохранения окружающей среды стало отмечаться многими представителями природоохранного движения. Религия и наука могут взаимодействовать друг с другом в решении экологической проблемы.