Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

реферат

2) Понятие религии

Определений религии множество. Карл Маркс Карл Генрих Маркс (1818-- 1883) -- немецкий философ, социолог, экономист, писатель,поэт, политический журналист, общественный деятель. утверждал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». Согласно Фрейду Зимгмунд Фрейд (1856 -- 1939) -- австрийский психолог, психиатр и невролог., религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, что не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм Эмрих Зелигманн Фромм (1900 -- 1980) -- немецкий социолог, философ,социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма., который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».

Религия возникла тысячелетия назад, но не потеряла своего значения для людей. Споры вокруг сущности религии не стихают. До сих пор не известны ответы на вопросы: куда идти и зачем жить? В чем смысл жизни?

Для одних выход - в возврате к религии. Не с тем, чтобы уверовать, но чтобы спастись от невыносимого сомнения. Из этого следует, что только священники профессионально занимаются душой, и говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.

Но в Древней Греции, например, функцию "целителей душ" выполняли и философы, которые в заботе о человеческом счастье и душе опирались не на откровение, а на авторитет разума. Главная цель и предмет изучения был человек. Эта традиция была продолжена в эпоху Возрождения, а уже во время Просвещения достигла своей вершины.

Впоследствии человек, обезумев от материального процветания и успехов в покорении природы, перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум уступил место интеллекту - простому инструменту для манипулирования вещами и людьми.

Вера - это тоже разум, более того, народная мудрость, концентрированная в тысячелетиях истории. И если, как пишет В.Л. Гинзбург Витамлий Ламзаревич Гимнзбург (1916 -- 2009) -- советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1942), профессор (1945), академик РАН (1966, до 1991 -- АН СССР; чл.-корр. с 1953), лауреат Нобелевской премии по физике (2003). Народный депутат СССР от Академии наук (1989-1991)., "передний фронт физики ушел так далеко от человека", что не в состоянии объяснить ему свои открытия, то это всего лишь ущербность переднего фронта, не более того. Когда идеи Альберта Эйнштейна стали использоваться атеистами, то раввин Нью-Йорка срочно телеграфировал ученому, задав вопрос: "Верите ли Вы в Бога?". Телеграфный ответ Эйнштейна был таков: "Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживается во всеобщей гармонии всех вещей, а не в Бога, который интересуется судьбами и делами людей".

Таким образом, нет оснований считать Эйнштейна, равно как и Спинозу, атеистами. Что касается И.П. Павлова, который упоминается в статье академика Гинзбурга, то в таком сокровенном для каждого человека вопросе, как тысячелетняя вера предков, не стоит полагаться на суждения пусть даже самой замечательной женщины. Павлов был интуитивно, а быть может, и вполне сознательно, воцерковленным человеком. С атеизмом надо быть осторожней. Мы насытились им до отвращения. Пусть он останется частью интимного мира человека, как и вера. Кстати, математически стройную концепцию Лейбница о вездесущности Бога разрушили не физики, а успехи дарвинизма и геологии. Однако эти успехи, как сейчас уже очевидно, оказались сильно преувеличены.

Современник Спинозы Бенедикт Спиноза ( 1632 -- 1677) --нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. и крупнейший ум средневековья Блез Паскаль Блез Паскамль (1623 -- 1662) -- французский математик,механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. предупредил будущие поколения: "Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной". Это предупреждение и сейчас остается актуальным. В.И. Вернадский Владиммир Ивамнович Вернамдский (1863 -- 1945) -- русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президентУкраинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.также был убежден, что "отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии или искусства невозможно".

Науки бурно развиваются, но вечные истины о добре и зле, внушенные религией, непреодолимы. Вместе с тем в Мировой истории были факты гонения науки религией (например - средневековая инквизиция), хотя даже в то время наука делала большие успехи.

В XVI веке Николай Коперник (1473 - 1543), развивая представления некоторых древнегреческих астрономов, построил гелиоцентрическую картину Солнечной системы, и лишь в начале XVII века, менее 400 лет назад, справедливость таких представлений была доказана Галилео Галилеем (1564 -1642) и Иоганном Кеплером (1571 -1630). Но сколь мало знали тогда о мире за пределами Солнечной системы, видно хотя бы из того, что даже Кеплер считал, что существует сфера неподвижных звезд, «состоящая изо льда или кристалла». Расстояние от Земли до Солнца составляет 149 миллионов километров, свет проходит этот путь за восемь минут.

В настоящее время человечеству имеет представление о строении Вселенной в масштабах порядка 10 миллиардов световых лет. Вот одна из характеристик пути, который наука проделала за четыре столетия. Если гипотеза, что все вещество состоит из атомов, возникла еще в античные времена, то в XX веке это было не только подтверждено, но так же было открыто строение атомов, доказано существование атомного ядра, протонов и нейтронов. Наконец, появилось понятие о кварках, из которых состоят нуклоны и мезоны.

На этом фоне успехов науки вера в Бога и религия (теизм) выглядят совершенно иначе, чем в далекие времена. Существование Бога и вера в него - тоже «интуитивные суждения», но, по сути дела, застывшие с древности или, во всяком случае, со времени образования соответствующей религии (скажем, с VII века, когда возник ислам). С религией органически связана вера в чудеса, например, в христианстве - с верой в непорочное зачатие, воскрешение из мертвых и так далее, а для науки характерны гибкость и отрицание чудес. Под влиянием фактов наука совершенствуется, религия же догматична и в своей основе остается неизменной, если не говорить о схоластических богословских спорах, появлении ересей, то в таком случае, здесь нет возможности детально обсуждать затронутые вопросы, и приходится ограничиться лишь рядом замечаний.

Совершено спорным остается вопрос об отождествлении атеистов с «воинствующими безбожниками», связи с тем что это столь же необоснованно, как, например, отождествление всех исповедующих христианскую религию с инквизиторами. К этому можно добавить, что в 2000 году отмечается не только рождение Иисуса Христа, но и 400 - летие со времени сожжения христианскими инквизиторами Джордано Бруно (1548 - 1600). Но возлагать на всех христиан ответственность за деятельность инквизиции нелепо!

Таким образом, инквизиция, преследовавшая науку, не смогла остановить процесс научного познания мира.

Делись добром ;)