logo
Украинская Греко-Католическая церковь

2.2 Антиуниатское и антикатолическое движение сторонников православия

Заключение Брестской унии вызвало протесты крестьян, казаков, мещан, части православной шляхты, низшего духовенства, а первоначально -- и некоторых крупных украинских феодалов. Активным противником и борцом с унией стал игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря преподобномученик Афанасий.

Двое из семи западнорусских епископов -- львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский -- отвергли решения униатского Собора, вскоре после его начала открыв заседания православного Собора. Возглавил православный Собор, на котором присутствовало значительное количество мирян, включая князя Константина Острожского, Экзарх Вселенского Патриарха великий протосинкелл Никифор, имевший на то письменные полномочия от Патриарха. Позиция участников Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии.

Православный Брестский Собор отверг унию, отлучил униатских епископов и лишил их сана, восстановил в священстве тех священнослужителей, которые были лишены его епископами -- приверженцами унии.

В октябре 1620 года Иерусалимским Патриархом Феофаном III, поставившим православного Киевского митрополита Иова Борецкого, а также епископов на все вакантные кафедры православной Киевской митрополии, на Украине была восстановлена православная иерархия.

Тем не менее, преследование православных на Украине продолжалось, и в конечном итоге политическое и религиозное давление вылилось в восстание Хмельницкого, вследствие которого Польша лишилась половины Украины. Однако на территориях, оставшихся под Польским владычеством -- правобережной Украине и Белоруссии, -- давление на православных продолжалось и век спустя, когда уже ослабленная Речь Посполита была разделена, России достались территории полностью униатские.

В некоторых регионах, в основном на Украинском Подоле, благодаря т. н. "миссии Садковского", вернулось в православие более 2300 храмов. Однако в остальных районах, особенно в Белоруссии и на Волыни, уния пустила глубокие корни, и вместе с декретом Екатерины II о свободе религии, а также тем фактом, что украинцы и белорусы были в основном крепостными польских магнатов, о переходе назад в православие не было и речи.

Многие в униатской церкви полагали, что роль её как временного моста при переходе из православия в католичество завершена. Большая же часть рядовых священников желали возвращение в православие. Им противостоял епископат, который под давлением Рима начал переводить униатов в латинский обряд. В 1833 году перешла в православие Почаевская лавра, а в феврале 1839 года состоялся Собор в Полоцке, где во главе с епископом Иосифом Семашко многие униаты были "воссоединены" с Православием.

В СССР униаты преследовались: их церковь была запрещена весной 1946 года в соответствии с решениями Львовского Собора, объявившего о упразднении Брестской унии, храмы были переданы епархиям Московского Патриархата.

С 1990 года на западе Украины начался процесс возрождения Греко-католической церкви и возврат храмов, отобранных у греко-католиков в 1946 году.